суббота, 10 августа 2019 г.

Все пропало, шеф! Часть 2

Ох, уж это «все пропало»… Думаю я, что это и с психологией поколения связано. 😶Мои бабушки-дедушки (послевоенное поколение) просто молчали, не рассказывали, хотя там «много боли было и слез». Дети их, прожив советское время, не всегда могут пойти и сделать, поверить, что можно. 🤗А я наслаждаюсь, размножая для родных 👊Личное дело о вступлении в партию моего прадеда Хамова Николая Ивановича.



Пока его младшая дочка начинает вспоминать, ее внук забирает со стола бумажки и уходит читать в другую комнату. ❓Что можно узнать в таком документе? 📗А это практически 50 страниц документов – фотография, анкеты, характеристики. И все это сохранилось с 1938 года!📗 📌Если ГАНО – государственный архив Новгородской области – «знаменит» своей малой сохранностью документов (да, да, революция, война, все сгорело, а из метрик сделали кульки под семечки), то ГАНИНО – государственный архив новейшей истории Новгородской области – наоборот сохранил большое количество документов из районов области. В-основном, это партийные документы, но есть и документы учреждений. ✌️И вот тут-то и нашлись подтверждения рассказов, что Николай Иванович прошел путь от счетовода, завхоза колхоза «Северная Поляна» до его председателя. Тут написали и про награды руководителю передового колхоза – премии и велосипед. Вспомнили и про поездку на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, где сам Калинин вручил медаль.🏅 📌 А не все было гладко. Были и приписки урожая, чтобы колхоз стал передовым. Не для себя старался, для общего блага. Так и писал в объяснительной, что в деле хранится: «Виноват, но не для себя приписывал.». Были и жалобы, что «в достатке живет». Знаете, что спасло от выселения? Все в Северной Поляне так жили – в достатке. Наемных работников не звали, все сами делали. А в семье мужчин – Николай Иванович, да сын Александр и первая жена с 4 девчонками. А лишних коров и лошадей – все в колхоз-то и отдали. И мужчины «не пили, не курили и в церковь ходили, божественные были🤷‍♀️». Ту самую церковь, архив которой по воспоминаниям сельчан, Николай Иванович и утопил в колодце. А икона деревенская до сих пор в деревне сохранилась. И храм восстановили.

Никого не хочу обидеть, но так старшие говорят. Это в Северной Поляне жили в достатке, а в соседнем Бельце, вспоминают, жили лентяи и пьяницы. И они и донесли немцам на председателя колхоза. 19 августа 1941 года наши войска оставили Новгород, а в феврале 1942 года Николай Иванович, оставленный в деревне для помощи партизанам, был расстрелян. 🤔Удивительно, но я не слышала, чтобы старшие в семье ругали немцев. И в доме нашем жил тот, кто служил у партизан. Я слушала и поражалась: «Как, как в одной деревне люди после всего этого могли общаться с такими? Как они здоровались-то друг с другом у колодца?». А мне отвечали: «Так полдеревни предатели были. Да что немцы. Они нас наоборот предупреждали о карательных отрядах, чтобы мы успели в лес уйти. Да и про расстрел Николай Ивановича говорили, что не сами они вдруг решили его расстрелять, а по жалобам тех деревенских, что ходили постоянно». 🙃Как отвечал Николай Иванович на вопрос колхозниц: «Где ж правда, Николай Иванович?» - «А за околицей». А за околицей была похоронена кобыла Правда и гуляла корова Сказка. 🔴Вот так все перемешалось в жизни. И плохое и хорошее. И кто даст ту нужную оценку? Что было самым правильным в тот момент? Я не знаю… ✅‼️А искать в ГАНИНО я стала после того, как мне нашли личное дело моего дедушки Степанова Виктора Васильевича в Валдайской Администрации Новгородской области. Страшно сказать – личное дело начатое в Валдайском райисполкоме в 1968 году. А вот за личным делом бабушки Степановой Нины Ивановны, которая работала в Валдайском райкоме партии, меня как раз и послали в ГАНИНО, где я и «перерыла» весь электронный каталог в поисках документов родных . И ведь нашла! Но об этом чуть позже…

2 комментария:

  1. Ой, Ален, повезло найти документы. Рада за тебя.
    А деревня моих была рядом с той самой страшной Жестяной горкой, где сейчас страшные захоронения раскапывают. Если бы их в 1942 не угнали в Литву на работы, о лежать бы им всем в земле растреляными...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, жду еще 10 сентября, чтоб оформили договор на дело бабушки - как раз 75 лет в августе стукнуло с начала дела, но реорганизация и задерживают

      Удалить