среда, 9 марта 2011 г.

Еще в Москве...

Конечно я гуляла по старой Москве, по Кремлю
Но еще я прогулялась до Пречистенки-19 в Галерею искусств Церетели, где до 13 марта открыта выставка Искусство вышивки в России XX-XXI вв
Была старинная вышивка, вышивка в предметах
Мне больше всего понравились модели наших дизайнеров. Конечно, можно их увидеть на экране, на страницах журналов, но почти подержаться за них... намного приятнее :)

Юдашкин
Юдашкин (для меня) - это официозный эпатаж
Зайцев (для меня) - мастер. Меня покорили его пальто, костюм из индийских шалей, украшенных не только камнями, но и узором из простых пайеток
Парфенова.... Я так долго ходила вокруг ее моделей... И каждый раз находилось что-то новой, ранее не увиденное, и еще вот эта деталь, и еще вот это...
А каталог тут


"Организаторы
Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Музейно-выставочный центр «Музей моды»
Музей художественных тканей МГТУ им. А.Н.Косыгина
Российская академия художеств

Одним из главных достоинств русской девушки вплоть до ХХ века было умение рукодельничать – шить, вышивать и плести кружева. С детства мастерству учили и крестьянок и дворянок. Перед свадьбой устраивали для сватов и родственников жениха показ приданого. Это было доказательством высокого мастерства невесты. То, что окружало человека в его каждодневном быту и в праздники, заботливо украшалось искусными руками. Наряды отличались затейливостью и были похожи на сказочные костюмы царевен.

Вышивка не только украшала все предметы гардероба, точнее — сундука, она играла роль оберега. Одежда «окольцовывалась» по вороту, манжетам, подолу. «Писать красной нитью» в древние времена означало вышивать знаковые символы алой нитью по белому холсту. Знаки-узоры охраняли, оберегали человека от злых духов, кодировали на счастье. Каждая вышитая фигурка означала что-то в символике узоров, имела свой язык, свой шифр. Все соотносилось с человеком и космосом. Со временем узоры-символы наших предков превратились в декоративные мотивы и все же! Каждый элемент геометрического орнамента продолжал нести из глубины веков потаённый смысл.

Во все времена крестьянки вышивали цветными нитками, украшая мужские, женские и детские рубахи, сарафаны, поневы, теплые коротени и даже тулупы.


Гармоничным дополнением к вышивкам были кружева, выполненные вручную. Особой роскошью отличались платки и головные уборы. Большое внимание уделялось бытовым вещам — «подзорам» на простынях и покрывалах, подушкам и «думочкам», салфеткам, скатертям, занавескам. Особая роль отводилась полотенцам. Самыми красивыми ритуальными полотенцами украшали иконы, зеркала и окна. Они играли роль оберега на свадьбе, масленице, при рождении. Особую силу от нечисти, болезней и стихий приписывали безупречно чистому, «об один день сделанному» полотенцу. Его вышивали за сутки сразу несколько девушек.


Вышивка в России достигла таких высот, что стала гордостью, отличительным знаком в русском костюме, превратившись в искусство, достойное музеев.

Невозможно переоценить значение рукоделия в жизни России. В конце ХIХ века этнографы и передовые люди, такие как Наталья Леонидовна Шабельская и Мария Клавдиевна Тенишева по всей России собирали образцы народных вышивок. Уникальные коллекции хранятся в фондах Государственного этнографического музея северной столицы и в Москве - Государственном историческом музее и Всесоюзном музее декоративно-прикладного и народного искусства. Студенты МГТУ им. А.Н.Косыгина каждый год из экспедиций привозят в Музей художественных тканей прекрасные образцы народного творчества.

Рукоделие развивалось не только в деревне. В городе девушки соревновались в искусстве вышивания и создавали настоящие шедевры. В годы революции на чужбине русские аристократки, обученные с детства рукоделию, спасались от голода благодаря умению вышивать. Их узоры прославляла сама Коко Шанель.



В Российской академии художеств, в просторном зале, названном «традиции» представлены любовно украшенные мастерицами старинные одежды разных губерний России, драгоценные головные уборы, платки с затейливыми узорами. Все они любовно сохранены Музеем художественных тканей МГТУ им. А.Н.Косыгина, а также частными коллекционерами Ольгой Черниковой и Сергеем Глебушкиным.

Сюрприз для многих — участие в выставке звездного коллекционера – народной актрисы России Надежды Бабкиной. Для нее народное творчество – источник вдохновения при создании сценических костюмов. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства, а вот светская и городская вышивки постоянно изменялись под влиянием моды, приходившей с Запада.

Филигранную вышивку на шифоне полудрагоценными камнями и стеклярусом, полоску с изысканной вязью начала ХХ века сохранила мама Аллы Щипакиной, известный художник СССР Кира Мосякина.

Вечерние туалеты начала ХХ века с роскошными вышивками на тюле и шифоне, принадлежат коллекционеру и дизайнеру Елене Супрун.

Александр Васильев представил не только вечерние туалеты светских красавиц начала ХХ века, но и редкие аксессуары – кокошники, веера, фрагменты роскошных вышивок.

Интерес представляют и «советские» вышивки на одежде, созданные в 30-70-е гг. ХХ века, выставленные Александром Петлюрой. В СССР школьниц на уроках труда, как и в старину, учили вышивать, и это искусство украшения одежды выручало наших женщин от нищенского вида. Самые скромные платьица оживали в руках искусниц.

Во второй половине ХХ века в эру синтетики и развития промышленного производства одежды про трудоёмкие украшения стали забыть, искусство вышивки едва теплилось в Домах моды. Традиционно русское украшение костюмов спасало, когда надо было выезжать за рубеж с показом коллекций.

В небольшом зале в атмосфере милой старины, в воссозданном крестьянском интерьере, размещены предметы домашнего обихода конца ХIХ века-начала ХХ века. Это подушки, покрывала, полотенца, салфетки и скатерти, собранные в мастерской Черниковых.

Знаменитый коллекционер и историк моды Александр Васильев выставил бытовые вышитые вещи XIIIV-ХХ вв. Вызывают восторг вышитые оклады икон, картины с разнообразными бытовыми сюжетами, копирующими шедевры живописи, столики и шкатулки для рукоделия, декоративные подушки, постельное белье придворной дамы.

Ажурные салфетки конца XIX века, изысканные фартуки, воротники к женской одежде и детское платье, сшитое из пододеяльника конца ХIХ века, принадлежат историку моды и писателю Алле Щипакиной. Это — вещи ее бабушки из рода Габриловичей.

В зале, названном «современность» выставлены костюмы времен перестройки и наших дней. Время перестройки в моде открыл Слава Зайцев. Его легендарные платья и костюмы в русском стиле конца 1980-х годов прославились за рубежом. Весь мир аплодировал его коллекциям одежды с виртуозными вышивками. Он воспитал целую плеяду дизайнеров, влюбленных в русское искусство рукоделия.

Платья модельеров ОДМО Татьяны Осмеркиной, Лины Телегиной, Елены Стерлиговой, выполненные в разных техниках вышивки, дополнят представление об этом виде искусства того времени.

Неподдельный интерес вызовут и вышитые картины знаменитого модельера СССР Тамары Файдель. Техника, в которой работает художник, можно назвать «живописью нитками».

Достойно восхищения современное искусство вышивки, возрожденное Валентином Юдашкиным в конце ХХ века.

Дух захватывает, разглядывая созданные им богато орнаментированные наряды Высокой моды. Они произвели фурор не только в России, но и в Париже — русского кутюрье приняли во французскую Палату Haute Couture. Все знаменитые техники вышивки освоены мастерицами Дома моды Валентина Юдашкина. Они внесли в них русские ноты и традиции, завещанные народом нашей страны. Теперь вещи русского кутюрье хранятся в Лувре и американском музее Метрополитен.

Необычайно и виртуозно искусство вышивки на знаменитых шалях и платьях лучшего дизайнера северной столицы Татьяны Парфеновой. Ее костюмы с вышивкой двухсторонней шелковой гладью хранятся в Русском музее, и пользуются популярностью как в России, так и за рубежом. Особой прелестью отличаются платья Дарьи Разумихиной, украшенные русскими вышивками по мотивам рисунков Билибина.

Самое молодое поколение представляет дизайнер из Тольяти, призер конкурса «Русский силуэт» Кристина Ковалева. Верится, что у нас есть продолжатели традиций. Искусство вышивки сегодня переживает ренессанс. Мы надеемся, что экспозиция, созданная благодаря усилиям двух Музеев, частным коллекционерам, и Российской академии художеств будет способствовать возрождению традиций украшения костюма. Здесь можно проследить связь времен, преемственность поколений творцов."

5 комментариев:

  1. Со Стерлиговой и Телегиной я работала в ОДМО... ах, ностальгия по советским временам. Платье Юдашкина "Русский модерн", конечно же, это шедевр вышивального искусства, а зал с коллекцией Васильева - отдельная песня. А на выставке по-прежнему нельзя фотографировать, не знаешь?

    ОтветитьУдалить
  2. Юдашкин - ага, шедеврален! Вышивка просто восторгает. Хотя мне пока показалось, что немного "откровенно и притянуто" - люстры, лица. Ну - от кутюр. А фото не мои - все из инета, из репортажей :) И трогать нельзя, хотя очень хочется :)

    ОтветитьУдалить
  3. Алёнушка, большое спасибо за каталог и рассказ, всё листала-читала не один час. Очень интересно, меня привлекает старая-старинная вышивка, и подумалось, что мы практичски не носим вышитого (то ли оттого, что не шьём (я про себя:)), то ли оттого, что вышивку ещё нужно вписать в современную одежду), но зато с каким удовольствием мы шьём себе разные бискорнюшки-подушечки и прочие нежные штучки.

    ОтветитьУдалить
  4. С огромным удовольствием посмотрела и почитала, Алён! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Да, пожалуйста! Можно "живьем" еще попробовать успеть :)

    ОтветитьУдалить