воскресенье, 20 марта 2011 г.

Выставки в Эрмитаже

Спасибо Юле, что рассказала об этой выставке и Любе , у которой Юлин блог есть в списке любимых.
Сегодня был последний день этой выставки.
А были мы на выставке "Стеклярусный кабинет. Панно из Китайского дворца в Ораниенбауме."
Конечно это словами не описать. Надо смотреть-разглядывать.
А знаете, что было самым ярким впечатлением дня? Очередь в музей. То ли народ окультурился, то ли билеты в выходные в музей дешевле, чем в театр; но...
Я приехала часов в 10. Ворота еще закрыты. Очередь на Дворцовой площади от ворот до Александрийского столба. В 10-30 открывают музей. Мы купили билеты достаточно быстро. Но когда выходили в 12 часов из музея очередь была уже от касс до столба. Ни я, ни подружка не помним такого. Или мы всегда ходили в выходные после обеда, или... Но не помним мы такого...

Итак, ...
" Зимнем дворце (Залы 169-173) открылась выставка "Стеклярусный кабинет. Панно из Китайского дворца в Ораниенбауме", на которой представлен уникальный реставрационный проект, выполненный в Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа. Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем-заповедником "Петергоф".

Стеклярусные панно были переданы на реставрацию из Китайского дворца в Ораниенбауме в Государственный Эрмитаж в сентябре 2009 года. Тогда же была созвана Реставрационная комиссия, возглавляемая Г.В. Вилинбаховым, заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе. К моменту начала работ все вышитые стеклярусные панно были сильно загрязнены, деформированы, имели пятна плесени, затеки от протечек. Нити стеклярусных низок ослабли, низки провисли, во многих местах оборвались. По краям были многочисленные осыпи стеклянных трубочек. Вышивка синелью по всей поверхности покрыта грубыми записями краской. Краска лежала плотным слоем, образуя жесткую, растрескавшуюся корку, и, практически закрывая первоначальную бархатную поверхность вышивки, искажала цветовую гамму панно. Местами нити вышивки были сильно вытерты, бархатный ворс синели утрачен, основа нитей истончена, нити вытянуты. В местах сильных потертостей и утрат нитей синели был виден холст - основа вышивки, также покрытый краской. По краям холста по всему периметру многочисленные разрывы и дыры от гвоздей, пятна ржавчины. Льняная подкладка каждого панно также была сильно загрязнена и деформирована, местами разорвана, заражена спорами плесневых грибов. На подкладочном холсте видны следы старых починок: нити крепления стекляруса, дополнения вышивки синелью и шерстяными нитями, выполненные в разное время. После пробных расчисток и полного обследования панно, выполненного совместно художниками-реставраторами и сотрудниками Лаборатории биологического контроля и Отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа, была разработана методика реставрации. Реставрационные работы, которые длились в течение года, состояли из нескольких этапов: были проведены биологические и химико-технологические исследования. Анализ полученных данных свидетельствовал о высокой степени заражения экспонатов спорами плесневых грибов. Исследовался состав связующего и пигментов, а также состав пятен и проклеек оборотной стороны вышивок. Результаты исследований подтвердили возможность и необходимость водной очистки панно. Необходимо было размягчить и удалить грубые записи краской с бархатной поверхности вышивки и плотный слой загрязнений со всей поверхности панно, а также размягчить и частично удалить проклейки с оборотной стороны. После того, как каждое панно было очищено, оно было дублировано на новый холст, и начался самый длительный этап реставрации - укрепление вышивки. Сначала укреплялись все "слабые" места основы вышивки. Особое внимание было уделено наиболее поврежденным краям панно. Затем было проведено укрепление отстающих и осыпающихся трубочек стекляруса согласно рисунку вышивки. Укрепление нитей синели на всей поверхности вышивки проводилось шелковыми нитями в соответствии с цветом рисунка. Оригинальные нити "синель", которыми выполнена вышивка, имеют не только различные цвета, но и разное строение. Ворс состоит из волокон шелка, а нити-основы синельки различны - шелк, лен, и даже тонкая медная проволока. Так как ворс синели во многих местах был утрачен, и сохранилась лишь сердцевина нити, часто состоящая из нескольких волокон контрастного цвета, для укрепления сохранившихся нитей вышивки были использован подобранный в цвет шелк, скрученный в необходимом цветовом сочетании.
В результате реставрации и консервации все двенадцать панно очищены от плотного слоя загрязнений и плесени. Благодаря очистке и удалению поздних закрашиваний вышивке удалось вернуть первоначальную цветовую гамму и раскрыть изящный рисунок. Бархатные нити синели и стеклярус укреплены. Утраты стекляруса восполнены в строгом соответствии с оригинальной техникой.
В ноябре 2010 года "Стеклярусный кабинет. Панно из Китайского дворца в Ораниенбауме" получил специальный приз "За реставрацию имени И.П. Саутова" в номинации "Лучший реставрационный проект" премии "Музейный олимп", учрежденной межведомственным Музейным советом и правительством Санкт-Петербурга.


Краткая справка: Государственный музей-заповедник "Петергоф" Китайский дворец в Ораниенбауме.
Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка, является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762—1768 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди, первоначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века был надстроен второй этаж для дочери Великого князя Михаила Павловича – Екатерины Михайловны; появилась застекленная галерея, а с востока и запада к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения.
Название "Китайский дворец" впервые упоминается в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли "голландский домик" (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), "домик, что в Верхнем саду", "домик маленький". Название "Китайский" возникло потому, что ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты) декорирован в духе китайского искусства или с использование подлинных произведений искусства Китая и Японии.
Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас, благодаря архивным исследованиям М.Г. Воронова, установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями: Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусковыми, Прасковьей и Матреной Петровыми, Авдотьей Петровой, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой, под руководством бывшей актрисы французской труппы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). Одно панно имеет вышитую подпись "CheLe FFt". Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Рамы были выполнены одновременно со стеклярусными панно русскими мастерами-резчиками.
Первоначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили наборным паркетом с сохранением прежнего рисунка.
Китайский дворец является единственным в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII – середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).
В годы Великой Отечественной войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности эвакуированы (часть – в Новосибирск и Сарапул, часть – в Ленинград, оказавшийся уже в блокадном кольце, по так называемой "малой дороге жизни" (Ораниенбаум – Бронка – Кронштадт – Лисий Нос) в Исаакиевский собор. В подвалах этого собора Стеклярусные панно пережили блокаду. В 1946 году, когда дворец вновь открылся как музей, панно были возвращены на стены Стеклярусного кабинета.
В настоящее время в Китайском дворце ведутся реставрационные работы, первая очередь которых завершится в 2011 году, когда Ораниенбаум будет отмечать свое 300-летие. Для посетителей откроют двери четыре отреставрированных зала, среди них – Стеклярусный кабинет, стены которого вновь украсят уникальные стеклярусные панно."

п.с. фото, текст о выставке из инета