понедельник, 19 мая 2014 г.

Стамбул мая 2014. День четвертый

Последний день
По календарю он предпоследний, но в общении с городом он последний. Практически...

Слегка хромая, иду к метро. Немного путаюсь в какую сторону ехать. А мне - можно в любую - до остановки, дальней от моей поезда идут одинаково, а потом разъезжаются.
Пешком мимо древней стены к Хоре. По новому поселку. С одной стороны древняя стена с другой - еще незаселенные дома...Это стены Феодосия, императора Византии, который строил их после того, как Константинополь вырос за пределы уже имеющихся стен. На тот период это были самые крутые стены в мире. Длина их по данным Wiki 5630 метров. Строилось это все в 400-е годы н.э. Интересно то, что и в те времена под стенами крестьяне держали огороды. Можно сказать, что этим грядкам без малого 2000 тыс. лет.
Сулукуле (Sulukule) — старинный трущобный цыганский квартал, одно из самых опасных (и любопытных) мест города. Сейчас власти практически срыли этот квартал, но кое-где ещё в этом квартале остались небольшие цыганские островки. 
Небольшая мечеть в этом районе
 Мечеть Михримах
Мать и дочь, умная Хюррем и прекрасная Михримах, имели огромное влияние в Османской империи. И если Хюррем стала любимой женой Сулеймана Великолепного, покорив сердце султана, то Михримах стала его единственной и горячо любимой дочерью, в честь которой он построил великолепную мечеть, созданную в лучших традициях османской архитектуры ХVI в.
Автором мечети Михримах Султан, которая уютно расположилась в историческом центре Стамбула, стал главный зодчий страны Синан. Несмотря на то, что строительство этой мечети длилось долгие четыре года (1562-1565), результат стоил того – мечеть Михримах Султан стала одним из самых красивых сооружений Стамбула. Выполненная в форме куба, увенчанная полусферой и украшенная несчитанным количеством окон, эта мечеть стала одной из самых светлых культовых сооружений Стамбула, созданных Мимаром Синаном. Именно поэтому ее нередко называют мечетью, которую пронзает солнце.
Интересно, но мечеть Михримах Султан венчает всего лишь один невероятно тонкий минарет. Согласно легенде, этот минарет является символом неразделенной и тайной любви архитектора Синана к единственной дочери султана.
Внутреннее убранство мечети отличается легкостью и воздушностью форм. Здесь не увидеть мощных опорных колонн или каких-либо других массивных украшений, поэтому создается впечатление, что мечеть словно парит в воздухе. И хотя интерьер мечети Михримах Султан не отличается обилием декоративных элементов, особенного внимания в нем заслуживает резной минбар из мрамора, а также двери и окна, щедро украшенные слоновой костью и перламутром.
В состав архитектурного комплекса Михримах Султан входит не только здание мечети, но и ряд других построек, среди которых хамам, медресе, фонтан и тюрбе.
Мечеть Михримах Султан несколько раз страдала от землетрясений, последнее из которых разрушило ее минарет. Однако в результате масштабных реставрационных работ 1999 г. она была восстановлена и вновь открыла свои двери для всех посетителей.
Мечеть Михримах Султан находится в районе Эдирнекапы, на самой вершине Шестого холма, как раз напротив одноименной мечети в Ускюдаре. 
Михрю Мах. Это было ее имя. С персидского оно означало Солнце и Луна. По легенде в ночь, когда родилась принцесса, ее бабушка, царственная мать Султана Сулеймана, Хавса Айше Султан, увидела момент, когда солнце садилось, а Луна уже взошла. Это и стало именем для новорожденной. Первую мечеть по велению Михримах, Синан стоит в Ускюдаре. Он строит творение, которое, по наблюдениям современников, напоминает «женщину в юбках, стелющихся по земле».
И вдруг, спустя почти 20 лет, в глухомани, на пустынном, но на самом высоким холме Стамбула вторая мечеть… Мечеть Михримах. Она совсем небольшая. Единственный минарет38 метров, а через 61 окно, видно внутренне убранство. Купол изящный, совсем не тяжелый, наполненный светом.
Украшения на минарете и внутри мечети, отдаленно похожие на свисающие сталактиты должны были напоминать людям о золотых волосах принцессы, достающих ей до пят, а  свет, струящийся из окон, ее лик, но главный секрет гениального зодчего можно разглядеть только если отдалиться на значительное расстояние от мечети.
Выберите день 21 марта, тогда когда день практически равен ночи. Храмовый комплекс, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского культа Богоматери. На сегодняшний день сохранились только развалины дворца.
Андрей Юродивый увидел идущую по небу Пресвятую Богородицу. Рядом с ней шли Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и ангелы. Пресвятая Богородица плакала и молилась, а потом она сняла с себя покрывало и распростерла его над народом. Это событие празднуется православной церковью как Покров Пресвятой Богородицы. Расположена она на холме, недалеко от Греческого лицея, в районе Фатих (Фенер). Основана церковь Св. Марии Монгольской в 1282 году, и считается одной из самых древних храмов Стамбула.
Внутри церкви хранятся старинные иконы, собранные со всего города. Многие иконы принадлежат Византийскому периоду. Удивительные мозаики на стенах церкви представляют особую ценность, на них изображены евангельские сцены. Когда вы будете искать Кровавую церковь , ориентируйтесь на массивное красное здание греческого лицея. Оно напоминает замок и его трудно не заметить. Церковь Св. Марии Монгольской находится рядом.
Очень грустно, что эту православную древнюю церковь незаслуженно обходят вниманием гости Стамбула, и о ней даже очень редко пишут в путеводителях. Церковь в прекрасном состоянии, и если вы будете в Патриархате, то загляните и в эту церковь, которой почти 800 лет.
Несмотря на свои функции как школа, здание часто называют «5-й по величине замок в Европе» из-за его замок-образную форму. Большой купол в верхней части здания используются в качестве обсерватории для астрономии классов и имеет большой антикварный телескоп внутри.
Мечеть Пертевниял Валиде Султан (тур. Pertevniyal Valide Sultan Camii), также известная как Мечеть Аксарай Валиде Султан (тур. Aksaray Valide Sultan Camii) — мечеть XIX века, расположенная в окрестностях Аксарая, Фатих, Стамбул.
Рядом с мечетью расположены фонтан, библиотека, тюрбе Пертевниял Султан. Позже библиотека была перевезена в библиотеку комплекса Сулеймание. Изначально мечеть возвышалась над площадью Аксарай (тур. Aksaray meydani), но после реконструкции бульвара Ататюрка (тур. Atatürk bulvari) и строительства транспортных развязок в конце 50-х годов ХХ века она оказалась ниже уровня улицы и потеряла часть своего величия. 

Найдите место, откуда будет видно и европейскую сторону Стамбула, и азиатскую одновременно. Разглядите минарет мечети Михримах в Европе и найдите мечеть Ускюдар в Азии.
А теперь смотрите внимательно. Когда за единственным тоненьким, как талия юной 17-летней девушки, идущей под венец с другим, садится усталое, словно умудренный жизнью и невзгодами старый зодчий, красное солнце, на другой, за минаретами мечети Ускюдар, рождается бледный остроконечный совсем османский полумесяц. Михрю Мах. Месяц и Луна.
Говорят, что родилась принцесса именно в этот странный день 21 марта. Златовласая принцесса.
Дочь властителя мира и его горячо любимой рабыни, сумевшей переломить линии судьбы.
Та, в чьем сердце до конца жили и горячее, властолюбивое, блистательное  солнце и бледная, добродетельная, таинственная луна.


Я, честно говоря, запугавшись цыганского района и дождя, да жалея больную ногу, не стала подниматься в саму мечеть по большой череде ступеней
Район Влахерны. В XIII веке византийские императоры построили здесь дворцовый комплекс, который принято называть Дворцы Влахерны. Дворец Текфур – часть этого комплекса, построенная в конце XIII – начале XIV века внутри городских стен вблизи ворот Эдирне.
После установления турецкого владычества императорский дворец был превращен в зверинец. Сюда привозили диких зверей из Африки для всеобщего обозрения. Следующим этапом в жизни дворца стало еще одно нелегкое испытание – в его стенах открыли публичный дом. Потом здесь работала мастерская по производству изразцов, на смену ей пришел стекольный цех. В конце XVIII векам дворец был окончательно заброшен и пришел в полное запустение.
Восстановительные работы здесь начались только в середине XX века. Сегодня можно увидеть только внешние стены дворца. Его трехэтажный фасад украшают искусные геометрические узоры, созданные использованием в кладке белого камня и красных кирпичей. Первый этаж дворца – арочная галерея, где в качестве опор используются изящные мраморные колонны. На второй и третьем этажах дворца округлые верхние части окон обрамлены узором, созданным чередованием красного и белого камней. Кое-где орнамент на стенах напоминает пчелиные соты или переплетенную решетку.
На территории дворца постоянно ведутся археологические работы, и в настоящее время рассматривается вопрос о его полной реставрации.



Хора... Много народу, но.... Я именно за этим ехала в Стамбул.

Приходишь со своими ожиданиями... И не получаешь...Слегка расстраиваешься,примиряешься и приходит оно, твое, другое, неожидаемое и  такое родное...

Это о моем Стамбуле, с фресками и мозаиками, иногда в небольших храмах, иногда побольше, но всегда с изнутри устремленным  в небо куполом.

Стамбул периода доосманский империи мой Стамбул.

Церковь Хора, или мечеть Карийе, а ныне музей  Карийе (Kariye Müzesi) – еще один из дошедших шедевров, которые подарила нам Византия. И через многие века мозаики и фрески церкви Хора поражают своей красотой. К сожалению, церковь Хора лежит несколько в стороне от основных достопримечательностей Стамбула, и посетить ее не всегда удобно. Но пропустить ее  – будет большим упущением.

История церкви Хора
Тихая обитель Хора существовала на этом месте с давних времен и находилась за пределами тогдашнего города. Хора и переводится с греческого как “скит за пределами города”. Точная дата возникновения монастыря неизвестна, впервые упоминатеся в 4 веке.  При императоре Феодосии, когда был воздвигнут второй ряд городских стен, Хора оказалась в черте Константинополя, хотя и на самой его окраине.
В 557 г.   в результате землетрясения Хора была практически полностью разрушена. Но нет худа без добра. Император Юстиниан пожертвовал большие средства на восстановление. В результате монастырь расширил границы, при нем были открыты больница и богадельня. Главную церковь монастыря украсили фресками и мозаикой. 
Монастырь получил третью жизнь в 11 веке, когда произошло переселение императорского двора во Влахернский дворец, который находился не так далеко. Многое было перестроено, в т.ч. и главная церковь. Внутри церковь украсили камнем и многочисленными превосходными мозаиками и фресками. 
Трудные времена для Хоры настали в 13 веке, когда Константинополь захватили крестоносцы. Монастырь был полностью запущен, и разрушался.  Но после их изгнания монастырь восстановили.
После захвата Константинополя турками, монастырь продолжал действовать. Здесь сформировался оплот борьбы против турецких захватчиков. Когда эта информация дошла до султана Баязыда II, он приказал положить этому конец. Семь дней шла осада монастыря. Но когда его удалось захватить, в монастыре никого не оказалось. Защитники монастыря спаслись, выйдя через потайной подземный ход.
Это еще больше разозлило Беязыда, и он приказал Хору превратить в мечеть, назвав мечеть Кахрийе, т.е. мечеть Победы. К огромному нашему счастью, церковь очень спешили переделать в мечеть. Поэтому не стали особо тратить время, чтобы сбить мозаики и уничтожить фрески. Их спешно замазали и заштукатурили. Поэтому очень многое дошло до наших дней.

Но Хора , всё равно, пострадала. Были сделаны кое-какие переделки необходимые для мечети. В разное время здесь открывали медресе и общественные кухни, что тоже требовало переделок. Но, тем не менее,  христианские мозаики Хоры снова  увидели свет еще за полвека до возникновения республики Турция.  Султан Абул Азиз, правивший Османской империей во второй половине 19 века, был большим поклонником византийского искусства. По его приказу уже тогда были расчищены многие мозаики. Но т.к. здесь была мечеть, мозаики прикрыли  ставнями. Примечательно то, что в этом плане отличился и его старший брат Абдул Меджит, который не дал уничтожить христианские мозаики и фрески в Святой Софии во время очередной масштабной реставрации, находившейся тогда в Софии мечети.














С 1945 г. в здании церкви Хора открыт музей.
Перечень мозаик и фресок в Музее Хора / Карийе
Внутри  церковь Хора облицована серым мрамором с зелеными вставками.
Фрески и мозаики церкви Хора, а ныне музея Карийе, повествуют о земной жизни Иисуса Христа, присутствуют библейские персонажи и сюжеты. Исследования показали, что стены расписывались  в разное время. Тем не менее,  существует общий стиль.


Плутая мимо древней стены по улочкам я дохожу по церкви влахернской Богородицы.
Влахернская церковь Богородицы — это известная церковь в мире христианства. Когда-то она стояла у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог.


Храм начали строить по приказу Императрицы Пульхерии в 450 году во Влахернах, за пределами Феодосиевых стен. Строительство уже заканчивал её муж — император Флавий Маркиан.
Известно много интересных историй о чудесах , связанных с Влахернской иконой. Самое известное чудо, произошло в 910 г.

Говорят, что закрыто... но я кругом обошла стену с проволокой. Открыто, служба, многолюдно. Поставила свечи и написала записки и двинулась дальше к набережной.

Стена городская района Фатих, ее постройки закрыты лесами. Реставрируются.
целый ряд древних городских стен с 96 башнями, которые здесь нередко называют в честь их строителя, императора Феодосия (V в.). Так как общая протяженность стен доходит до 9 километров, а часть их, даже несмотря на многочисленные реконструкции, все еще лежит в руинах.

Небольшая мечеть Atik mustafa pasha с солнечными часами на стене.
Мечеть Мустафы-паши или Церковь Святой Фёклы (в старых источниках — церковь св. Петра и Марка) это малоизученная церковь раннекомнинского периода (конец XI — начало XII века), расположенная во Влахернах (ныне район Фатих) неподалеку от залива Золотой Рог и древних стен Константинополя
По свидетельству Анны Комниной, это была любимая святыня её матери, Анны Далассины, а основала её в память о своей небесной покровительнице царевна Фёкла, дочь Феофила. После того, как во время землетрясения 1509 г. в храме обрушился купол, визирь Мустафа-паша разобрал нартекс, дал зданию новое купольное завершение, а четверик переоборудовал в мечеть, которая с тех пор носит его имя. В 1692 г. перед мечетью Мустафы-паши появился фонтан. Здание мечети пострадало во время городского пожара 1729 г. и землетрясения 1894 г., которое разрушило минарет. Во время последних по времени реставрационных работ (1922 г.) турецкие исследователи обнаружили серебряную купель византийского храма, которая ныне выставлена в городском археологическом музее.
По набережной Золотого Рога , да улочками, где "свято дело" надо запутаться, к району турецкий евреев Балат.
Плутаешь, вверх-вниз. Уступаешь место машинам. Кто-то развешивает белье между домами... И как они его так развешивают?



Кто сказал, что за границей дешево, что дешевые фрукты? 2 банана - 2 лиры, 32рубля...
Начались горы и овраги
До патриархата так и не дошла. Не было сил обходить крепостные стены и искать. Вход с набережной.
А вот фресками, что не вдохновили в Музее фресок, полюбовалась
Мимо красной школы и церкви монгольской Марии, плутая дошла до  Fethiye-музея с фресками и мозаиками

Церковь Св. Марии Монгольской.
В Стамбуле есть особенная православная церковь, которая за всю свою историю существования ни разу не служила мечетью – Церковь Св. Марии Монгольской (также называется -Кровавая церковь, Церковь Богоматери Панагиотоссы ). Название «Кровавая» церковь получила за кроваво-красный цвет здания .



Султан Мехмет Завоеватель сохранил статус церкви, издав особый указ. Благодаря этому указу храм не разграбили и не превратили в мечеть. Копию указа с личной печатью султана можно увидеть внутри церкви, на стене, возле входа с левой стороны.



Греческий лицей
Не смотря на то, что огромное здание из красного кирпича греческого лицея в Фенере, господствующее над всем кварталом, не очень старое, само образовательное учреждение, называвшееся Большая школа (Megali Scholio), основано ещё в XV в. Все известные и богатые семейства фанариотов (Кантакузины, Ипсиланти, Маврокордато, Палеологи, Кантемиры) отдавали своих отпрысков на воспитание только в его стены. Греческий лицей в Фенере существует с XV века. Мальчики-фанариоты, обучавшиеся в лицее, впоследствии поступали на службу во дворец султана и делали дипломатическую карьеру.


Современное здание лицея построено греческиv архитектор Константинос Dimadis в 1881 г.
В Патриархат я не попала. По горам, по ... горам стала обходить его со стороны мечети. А он окружен высокой крепостной стеной. И конца ей не было видно и края, а у меня колено "плачет". Развернулась и пошла туда, где больше по "долам"


Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), мечеть Фетхие-джами («Завоевания») — самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.
Вот к нему и Хоре, как оказалось я и ехала. За мозаиками и фресками, за состоянием












Пятиглавое (и поначалу трёхнефное) здание принадлежит к довольно позднему периоду в развитии византийского зодчества (вероятно, к XII веку). Многие историки и археологи считают, что первоначальная конструкция здания может быть отнесена ко времени Михаила VII Дуки (1071-1078). Шведский ученый Эрнест Мамбури предположил, что церковь была основана в VIII в. Наружные фасады здания демонстрируют типичный пример поздневизантийской архитектуры.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором Михаилом Глабосом Дукой Тархаинотом, племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292-1294 гг.
Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Глабаса(Μιχαὴλ Δοῦκας Γλαβᾶς Ταρχανειώτης) Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел, в котором они оба были захоронены.
Спустя 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
В 1590 год султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»). При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845-46 гг.
В 1949 году комплекс был реставрирован американским институтом Византии и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей. С осени 2011 здание закрыто на реставрацию.
Пареклесия — южный придел храма, посвященный Иисусу Христу, в отличие от остальных интерьеров, сохранил мозаичный декор, относящийся к XIV в. Параклесий имеет крестообразный план, купол высотой 2,3 м над наосом, галерею и нартекс.
На данный момент один из приделов, который пристроили еще в 1315 году, стал музеем, а основное помещение бывшей церкви так и остается действующей мечетью.
Справедливости ради, стоит упомянуть еще один факт из истории этой церкви (для меня она все-таки до сих пор церковь, уж простите): после падения Константинополя именно сюда в 1455 году перевезли патриарха греческой православной церкви, и еще более 100 лет (до 1586 года) она оставалась в ведении греков.


Покушала питу с мясом, оставила зонтик у них. Передохнула в отеле .... или гостинице
Потом вечером бегала и ведь сохранили, вернули...
Красивая, резная, но за забором мечеть Аksaray Valide Sultan Camii

Pertevniyal Valide Sultan Mosque 


Мечеть была построена в 1869—1871 годах архитектором Саркисом Бальяном по поручению Пертевниял Султан, супруги султана Махмуда II и матери султана Абдул-Азиза. При строительстве было использовано сочетание различных стилей, таких как ренессанс, готика, имперский стиль, рококо и конечно традиционный османский. Мечеть имеет два минарета и маленький (по диаметру) высокий купол.

Отдохнула и налегке побежала в мечети шехзаде и сулейманию.


Мечеть Сулеймание Была построена зодчим Синаном, по приказу 10- го османского падишаха Султана Сулеймана Законодателя, царствовавшего между 1520-1566 гг. Строительство мечети, начатое в 1550 г., было завершено в 1557 году. В период царствования Султана Сулеймана Законодателя, османская империя переживает свой расцвет и достигает того апогея, которого достигла византийская империя в годы Юстиниана. Султан Сулейман Законодатель лишь к 30-летию своего восшествия на престол решил воздвигнуть мечеть своего имени, одну из выдающихся мечетей Стамбула. Зодчий мечети Синан вошёл в историю как "зодчий, которому не нужна архитектурная планировка".

Выдающийся и плодовитый архитектор, который жил и творил в 1490- 1588 гг., и был на посту главного придворного зодчего у пяти османских падишахов, за 50 летнюю творческую жизнь, Синан построил около 400 архитектурных памятников. Синан, не мусульманин из Кайсери, в Стамбул попал 22 летним юношей, для службы в янычарном корпусе. После 19-летней янычарской службы, в нём обнаружились блестящие способности в архитектуре. По проектам Синана, в чьём творчестве много схожих черт обнаруживают с Микеланджело, в Мекке была построена медресе, в Будапеште мечеть и ряд других сооружений. Существует предание, что строительство мечети и комплекса продолжалось на протяжении семи лет. А в первые три года, 6-7 метровый фундамент был заложен мастерами и их помощниками (около 3 000 человек). В день открытия мечети, Синану была оказана честь взять в руки золотой ключ от ворот. Здание мечети считается самым устойчивым к землетрясениям, ибо фундамент его переполненный водой по образцу водохранилищ, защищал здание. На открытии мечети, Синан провозгласил следующее: "Эта мечеть будет стоять вечность". Эти слова выдающегося зодчего доказывает история землетрясений 500-летней давности.
За этот период, 24 важнейших памятника, сооруженных Синаном, не пострадали от серьёзных 89 землетрясений (7 баллов по шкале Рихтера).
По планировке мечеть в значительной степени напоминает Айя-Софию, сооружённую в значительно монументальной и пышной манере, нежели памятник известного пророка Сулеймана (VI столетие). Ровно через 1 000 лет, Айя-София служила архитектурной моделью для мечети, построенной в честь другого Сулеймана, султана Сулеймана Законодателя. С точки зрения диаметра куполов Сулеймание намного отличается от Айя-Софии и занимает первое место в ряду Стамбульских мечетей.
Район города, в XVI столетии принадлежащий немусульманам, был расположен на третьем из 7 холмов, на склоне с видом на Халич. Эту мечеть Синан называл "Моё детище" и построил в центре сада (200 мна 140 м). Перед фасадом мечети - двор, покрытый портиком, а внутри двора две тюрбе Султана Сулеймана Законодателя и его жены ХурремВокруг сада, Синаном была сооружена медресе Сулеймание. Эта медресе (школа при мечети) напоминает самостоятельный городок, опоясавший архитектурный комплекс мечети. Напротив комплекса, с противоположной стороны дороги находятся медресе: Эввел (Первый) и Сани (Второй); а с другой стороны мечети, на склоне с видом на Халич-Салис (Третий) и Раби (Четвёртый). Вход во двор с наружной части комплекса, в центре медресе, производится через 11 ворот. Наружный двор утопает в зелени садового цветника. На южной стене мечети встроены фонтанчики, которые используются для ритуального омовения перед молитвой.
Передний двор, расположенный в западной части мечети имеет 3 входа. Двор опоясан 24 мраморными колоннами (10 колонн из белого, 12 из розового, 2 из порфира). Портик галереи украшают 28 куполов. Арабские письмена на керамических пано, текст которых взят из Корана, украшают окна мечети со стороны переднего двора мечети суры из Корана, главным образом имеют отношение к темам завоеваний. В центре переднего двора четырёхугольное мраморное строение напоминает Священную Каабу. На здании мечети имеются четыре минарета с 10 "шерефе" (балкончиками на минарете). Четыре минарета, построенные Синаном, указывают на четырех падишахов (после завоевания Султана Сулеймана Законодателя), а 10 балкончиков на минарете на 10 султанов оттоманской империи. Другое предание, об этих известных минаретах это полулегендарный рассказ о драгоценных камнях (изумруд, рубин, бриллиант), которые персидский шах Тахмасиб послал Султану Сулейману с откровенным намеком на то, что у него не хватает средств на завершение строительства, Султан был разгневан на шаха и повелел Синану поместить драгоценные камни в закладке одного из минаретов. Приблизительные размеры мечети Сулеймание: 57 м на 60 м., а площади 4 500 кв.м.
Во время намаза на каждого молящегося приходится площадь равная 1 кв. м., а во время богослужения, в мечети могут совершать религиозный обряд около 5 000 верующих. Мечеть Сулеймание, считается второй большой мечетью в Стамбуле, после мечети Ахмедийе. Центральный купол мечети, высота которого достигает 50 м., диаметр 26, 5м., поддерживаемый четырьмя широкими пилястрами с востока и запада имеет два купола полусферической формы. С северной и южной сторон имеются две большие аркады, поддерживаемые двумя колоннами из красного гранита. Одна из этих колонн привезена из Люблянского храма Зевса (Баалбек), вторая из Александрии, третья из Стамбульской мечети, расположенной в ближайшем районе от Сулеймание и наконец, последняя колонна - из окрестностей дворца Топкапы. Предполагается, что колонны символизируют четырех исламских халифов.
В общей сложности вокруг купола 32, а вокруг мечети 136 окна. Под центральным куполом - купола полусферической формы (диаметр 23 м, высота 40м). Внутренняя отделка мечети славится витражами мастера Ибрагима по прозвищу "Сархош" (опьянённый). Известным мастером Гасаном Челеби, на табличках выгравированы имена выдающихся деятелей исламской религии и айаты (стихи) из Корана. При изготовлении этих табличек, чёрная краска, служившая фоном для надписей была получена в результате смешивания копоти от канделябров и потока воздуха внутри помещения, который направлялся в необходимые точки. В честь празднования 400-летия открытия мечети, в 1957 году были начаты реставрационные работы в ходе которых возобновились отделочные работы оригинальных декоративных украшательств. Махфиль мечети для муэдзина и михраб были построены из белого мрамора. Витражи на окнах - оригинальная работа стекольных дел мастеров 16 столетия. Одной из особенностей мечети является еще акустическая сила здания. Лампады, которые обеспечивали освещение мечети и свисали на минимально низком уровне имели своеобразную конструкцию и усиливали яркий свет внутри мечети.
Лампады, оснащённые устройствами чёрного цвета и округлой формы, не только напоминают страусовое яйцо, но и являются таковыми. Всевозможные травы, специи и другие благовония, которые впитались в эти традиционные устройства для лампад явились причиной расположения многочисленного семейства пауков. Во дворе, позади мечети имеется кладбище, которое сегодня превратилось в музей могильных плит на открытом воздухе. Каждая из этих могильных плит отличается художественной самобытностью и демонстрирует редчайшее изящество отделки. На этом кладбище покоятся влиятельные лица и дворцовая знать.
В 1566 году, позади мечети, во дворе, в центре кладбищ, был захоронен Султан Сулейман Законодатель. Внутри тюрбе, 8 гробниц, три из них принадлежат падишахамЗдесь похоронены и два других османских султана - Султан Ахмед 2-й и Султан Сулейман 2-й. Здесь же находится гробница дочери Султана Сулеймана Законодателя Михриман. Парные купола мечети, украшенные горным хрусталем, придают им видимость звёзд на небе. Предполагается, что во внутрь купола вделан священный камень из Каабы ("чёрный камень"). Стены мечети украшают изникскими керамическими плитами. Рядом с тюрбе султана Сулеймана Законодателя, имеется еще одна тюрбе, принадлежащая его жене, дочери русского священника, матери последующего падишаха Селима 2, принимающей самое близкое участие в государственных делах султанши Хуррем (настоящее имя Роксолана). Предание гласит, что Сулейман повелел умертвить своего сына Мустафу и любимого визиря Ибрагима. Стены тюрбе также украшают изникские фаянсовые плиты. Рядом с мавзолеем мечети, на северо-западе, появились гробница зодчего Синана. Эта скромная, но являющаяся шедевром архитектуры и резьбы по камню открыта к доступу лишь один раз в год, в день "Памяти Синана" (9 апреля). Скромная гробница зодчего, занявшая место в нижнем углу великолепного комплекса напоминает автограф Синана, который поставлен им под собственным шедевром.
В саду позади мечети - два мавзолея: самого Сулеймана и его любимой жены Роксоланы. В первом стоит обратить внимание на роспись купола: именно такими яркими цветами - черным, винно-красным и золотым - были когда-то расписаны внутри стамбульские мечети (сейчас они все в каких-то голубовато-бурых бледных арабесках).


Мечеть Шехзаде
Величественное сооружение мечети Шехзаде ( Sehzade Camii, Istanbul ) гордо возвышается над историческим центром Стамбула. Хорошо известно, что мечеть Шехзаде была возведена по прямому указанию султана Сулеймана I для того, что бы навсегда увековечить память о своем любимом сыне Мехмеде (рожденном от жены Хуррем Хасеки Султан). 


Наследник престола - шехзаде Мехмед умер в возрасте 21 года. До сих пор причина его смерти не совсем ясна. Ходят легенды о том, что Шехзаде Мехмед скончался от оспы, которой его заразила очередная наложница из гарема. В постель Шехзаде больная женщина попала благодаря усердным стараниям Гульбехер, первой жены падишаха Сулеймана I.
Проектирование и строительство мечети Шехзаде султан Сулейман поручил придворному архитектору Синану, для которого эта работа стала настоящим испытанием на зрелость. Историки считают, что мечеть Шехзаде по-праву считается первой работой мастера, положившей начало новой классической османской архитектуре. Строительство мечети растянулось на четыре года, с 1543 до 1548.
Внутренний дворик мечети довольно тесный. Кстати, его периметр в точности равен периметру здания мечети Шехзаде. В центре двора расположен фонтан, построенный позже по указу султана Мурада IV. Восемь тонких колонн поддерживают купол традиционной архитектуры. Два минарета мечети Шехзаде являются подлинным произведением искусства. Нижняя часть колоны каждого минарета украшена традиционными османскими узорами, словно нанизанным на вертикаль, которая заканчивается полумесяцем. Эти простые и лаконичные украшения делают скучные минареты очень изящными.
Мечеть Шехзаде имеет квадратный план. Строгая симметрия обусловлена архитектурным приемом Синана, когда вес центрального купола равномерно распределен между четырьмя арками, а затем передается на четыре монументальные стелы (опоры). Кроме того, каждая арка передает часть веса полукуполу, а тот, в свою очередь, еще трем полукуполам меньшего размера. Таким простым архитектурным приемом Синан наращивает внутреннее пространство мечети Шехзаде, значительно превосходящее диаметр (19 метров) основного купола.


По пути между ними купила черешни и украшений себе. Можно прогуляться в центр
Попросила себе микса гранатового и апельсинового сока. По мне чистые соки вкуснее. Полюбовалась жонглерами мороженого и сама попалась в эту игру. 

Погуляла между Софией и. Голубой мечетью и поехала домой

Мои извинения за бардак, но... при предварительном просмотре - порядок(((