Сквозь метель и буран, я все-таки добралась до Театра Юного
Зрителя на Пионерской площади, куда я чудесно попала по приглашению сообщества питерских блогеров и Ксюши, куратора этого направления
Снег, заносы сделали свое «грязное» дело – я опоздала, но к
моему удивлению, спектакль начался как только я устроилась в своем кресле.
Я очень выборочна в выборе своего времяпровождения, но в
этот раз мои желания больше, чем оправдались.
Небольшой, практически камерный зал - всего 15 рядов и с моего 8 ряда было все
видно и слышно замечательно.
Спектакль «Игра на клавишах души» Александра Бурдонского поставлен для Людмилы
Чурсиной. Этой диве, которая из «живого трупа» в «замызганном» халате в первых
сценах, превращается в шикарную молодую женщину в элегантных платьях с обнажённой
спиной до самой крайней точки, 75 лет??? Просто не верится глазам. И Людмила
Алексеевна выглядит намного моложе своего паспортного возраста и работа художника
по костюмам Андрея Климова заслуживает всяческих похвал.
Но за эмоциями я
увлеклась.
Спектакль поставлен по пьесе молодого немецкого драматурга
грузинского происхождения Нино Харатишвили. Хотя в европейских театрах с
успехом идут полтора десятка ее пьес, в Москве это первый спектакль по ее
произведению.
Это история о знаменитой пианистке Лив Штайн, ее и играет Людмила
Чурсина. Смерть сына повергла героиню в глубочайшую депрессию и жизнь для нее
закончилась со смертью сына. Сына, которого она практически не знала, посвятив
свою жизнь музыке и спору о музыкальном превосходстве с мужем скрипачом Эмилем
в исполнении Александра Дика. Но в её одиночество внезапно вторгается странная
девушка Лора. Кажется, она знает о Генри больше, чем его мать. Просьба юной
пианистки заняться ее обучением обмен на рассказы о сыне, трогает глубинные
струны души матери. И постепенно шаг, за шагом, день за днем, тонко, зажигая
воспоминаниями, рассказами, «играя на клавишах души», гостья возвращает героине
вкус к жизни и возвращает миру её талант.
Возвращая искусство героини публике, юная гостья раскрывает
и свой талант, который превосходит гений учительницы.
Но кто она, юная гостья, дающая всем участникам драмы то,
чего им не хватает? Кто она, которая все-таки никогда не училась с сыном героини в интернате? Все рассказанное
правда или фантазия юной лицемерки ради возможности попасть в мир искусства и
стать знаменитой? Кого они любит, ради чего, кого она все это затеяла?
Эта интрига держит в течение всего спектакля. Сомнения,
метания и все это на фоне музыки таких
разных Рахманинова и Равеля, которая органично сопровождает сцены спектакля. И раскрывает
новые интонации, грани в героях, спектакле. «У нас
же душа тоже – у кого-то один регистр, у кого-то – два, двадцать два, поэтому
это очень удачное название, – отмечает Людмила Чурсина. – Каждый из нас в своем
саркофаге живет и вообще в мире сейчас скукоживается пространство любви,
поэтому пьеса очень современная». Спектакль о том, как важно уметь слушать и
слышать друг друга, любить и прощать, правильно расставлять ценности и
приоритеты, а не лететь по головам других к своей, иногда обманной цели. Произведения
Рахманинова и Равеля в сочетании с музыкой современного композитора Владимира Багрова
становятся равноправными участниками постановки.
«То, что мы богом данные какие-то заповеди нарушаем в самом глубоком смысле – вот это меня интересует: чувствовать-любить-чувствовать другого человека, – говорит режиссер. – Поэтому этот эпиграф: “Ни один ангел не спустится поприветствовать меня. Тут только ты и я мой друг” – он основа, цемент всего этого дела».
Я по-новому увидела для себя Александра Бурдонского.
Глубокого, вдумчивого режиссера, которого я открыла для себя буквально месяц
назад, как человека, благодаря Юлии Меньшовой и ее передаче Наедине со всеми.
Удивительный человек, далекий от политики и так многогранно раскрывающий в
своем спектакле тему отношений людей, тему человечности, тему одиноких детей
при живых родителях, хотя и внук И.Сталина.
Замечательные актеры - молодые актеры, которых я открыла для
себя:
Александр Рожковский (Генри, умерший сын Лив), так проникновенно
читающий свой дневник в последних сценах. Такие короткие и такие мощные сцены
героя, которого мы не видим весь спектакль.
Ксения Таран (Лора, юный ангел, возвращающий к жизни пианистку),
кажется, именно она играла в этом составе. Ее игра завораживает, увлекает, держит
в течении всего спектакля.
Не могу не отметить Людмилу Татарову-Джигурду, кажется она
была в этом составе. Очень точный, гармоничный образ Хелены, директора Лив.
Почти идеальная картинка спектакля нарисовалась. Просто все
достоинства спектакля, прекрасной игры актеров перекрывают и большую
длительность спектакля, и насыщенность его сексуальными сценами всех мастей, и громкую интонационность,
напоминающие спектакли прошлого века.
Фотографировать было и не удобно перед артистами, да и бабушки бдили за фотолюбителями, поэтому фото из сети интернета
Комментариев нет:
Отправить комментарий