суббота, 17 мая 2014 г.

Стамбул мая 2014. День второй

9 мая. Дождь. Нет сил вставать. Сонная вышла на завтрак, мало что понимая из слов помогающего мальчика. Это, конечно, не шведский стол, но я наелась - яйцо, сыр, хлеб с маслом, овощи. Можно сказать - по-домашнему.
И вперед, в дождь.
Немного прошлепала вперед до трамвайной остановки. Немного запуталась я с ними. Обратно, когда ехала, казалось выйду ближе к дому, а вышла там, где и села.
Доехала до археологического музея, бегом к кассам за музейной картой.
А остались только на 5 дней. Ну и ничего, зато без очередей пройду. Хотя по факту, она почти окупилась в первый день. Очереди в кассы, а потом и на вход….

И бегом в Софию… Если можно так сказать про осторожные перебежки под проливным дождем

Понятно, что отсюда, коллекция Дольче и Габбана... Не впечатлила. Большая, даже огромная. Фотовыставка фресок яркостью забирает многое от реальных мозаик. Кажется Мадонна с недоверием смотрит в мир и еще подумает, отпускать ли в него Иисуса. Мне ближе всех все-таки киевская София. А эта и Новгородская вместе на втором месте для меня. Может быть здесь играет такое огромное пространство. 

Софийский собор, также известный под названиями Собор Святой Софии или Айя-София (тур.Ayasofya) , является выдающимся памятником византийского зодчества и символом “золотого века” Византии. Величественное сооружение находится в центре Стамбула и в настоящее время служит музеем.








 Выставка фотографий мозаик яркостью забирает внимание на себя
 Мраморные ворота









Строительство Софийского собора началось ещё в 324 году при византийском императоре Константине. Строительство длилось довольно долго и закончилось только в 337 году. Однако, в последующие годы, храм преследовали настоящие беды и несчастья. Из-за народного восстания в 404 году сооружение было сожжено. После восстановления храм простоял невредимым всего около десяти лет, после чего пламя опять уничтожило большую часть строений. Позже, император Феодосий II приказал построить на месте пепелища небольшую базилику, но и она сгорела в 532 году. Руины её обнаружат только в 1936 году во время проведения раскопок на территории Софийского собора.
Собор будет решено отстроить заново после подавления бунта, который чуть не привёл к свержению императора Юстиниана. Стоит отметить, что к этому моменту территория с пепелищами предыдущих храмов была застроена различными городскими постройками, поэтому императору пришлось потратить немалую сумму, чтоб выкупить землю назад.
К строительству были привлечены самые лучшие архитекторы того времени – Анфимий Тралльский и Исидо Милетский. На стройке ежедневно было задействовано около 10 тысяч рабочих. Возведение собора закончилось к 537 году, и 27 декабря храм был торжественно освящён патриархом Миной.
Но злоключения снова настигли Софийский собор в Константинополе, на этот раз в виде землетрясений. Уже спустя всего несколько лет после восстановления от подземных толчков сильно пострадала часть храма. Повреждения были ликвидированы, а также были установлены дополнительные столбы, которые были призваны служить дополнительной опорой куполу. Однако, землетрясению 989 года не смогли противостоять и они. Купол собора был обрушен… Но вновь, словно мифическая птица феникс, сгорая и возрождаясь из своего пепла, храм был полностью восстановлен!
В 1453 году храм был превращён в мечеть по приказу захватившего Константинополь султана Мехмеда II. К собору было дополнительно пристроено четыре минарета, а сам храм был переименован в мечеть Айя-София. Внутреннее убранство тоже было сильно изменено. Так были замазаны штукатуркой большинство фресок, и перемещён алтарь.
С 1935 года Софийский собор в Стамбуле стал музеем. С мозаик и фресок была счищена штукатурка, которая, как выяснилось, больше послужила сохранению образов, чем их разрушению.
Софийский собор в Стамбуле долгое время оставался самым большим храмом в христианском мире. Высота строения достигала 55 метров, а диаметр купола – 31 метр. Если смотреть сверху, то храм представляет из себя крест размерами 70 на 50 метров. Купольная система колоссальных размеров до сих пор остаётся шедевром архитектурной мысли.
Так же стоит упомянуть и про достопримечательности собора, к которым относится “плачущая колонна” (по поверьям исполняет желания всех прикоснувшихся), а также “холодное окно”, от которого даже в зной веет прохладой.

Сразу из Софии иду в музей фресок. Может было б солнечно, было бы все по-другому. А так... Позже, когда походила по району Фатих, где похожие… попроще конечно… мозаики на стенах домов, я как-то прониклась ими.

Пробежала... По Араста базару (Arasta bazaar)... Этот рынок носит название "Сипахилер", что переводится как Оттоманская конница. Во времена Османской империи на этом базаре продавалось снаряжение для лошадей и конюшен. Сейчас тут можно купить одежду и домашнюю утварь.


Заглянув в баптистерий святой Софии, направила свои стопы в Топкапы. Фонтан...ворота... Музей ковров




Церковь святой Ирины...

Много меньше Софии, без росписей, фресок и оглушает своей мощью, которая сконцентрировалась, собралась в этом небольшом относительно Софии пространстве.
Ее – церковь святой Ирины - считают одним их старейших христианских строений во всем мире. Несмотря на то, что церковь расположена внутри стен дворца, она никогда не была переделана в мечеть. Странно, нло так.

Топкапы… Дубы.
Сокровища. Кинжалы, ордена. Много перламутра. Камней. Опочивальни, павильоны. Манускрипты и часы. Дождь льет и льет, а до гарема далеко. Не пошла по мокрым ступенькам вниз в кофейню и пришла в нее через закрытые помещения с другой стороны. Значит точно здесь лучше всего исполнится мое желание о еде, чае, о горячем. Столик у окна с видом на азиатскую сторону... Босфор почти весь в тумане, кое-где проглядывают стрелы кранов порта. Горячий острый чечевичный суп. Сразу понимаешь, что на ветреной и дождливой набережной без острых приправ не прожить. От остроты все внутри оживает. И можно жить дальше.  Горячий чай и пахвала. Разная. Я так и не разобралась в ней. В легком прозрачном нектаре меда фисташковая, фундучная и еще какая-то... Тепло, сытно... Это много лучше утрешнего, хоть и свежевыжатого, но холодного гранатового сока. Можно и вперед идти. Гарем, гарем, хочу в гарем... Вверх по мокрым ступеням. Крыша кафе из стеклянных треугольником и сквозь нее растут деревья. Долго не мучились с гидроизоляцией, просто прикрыли места прорастания дерева сквозь крышу рубероидом.

Название дворца Топкапы, подлинное название которого было Сара-и Джедиде-и Амире, происходит от названия ворот в городских стенах 19 в. Строительство дворца Топкапы началось двадцать лет спустя завоевания Стамбула оттоманами. Хотя его строительство было завершено в 1479 г., в последующее время формирование его структуры продолжалось динамичными темпами, в результате чего были пристроены несколко зданий. Дворец площадью 700 тыс. кв.м. окружен высокими и широкими стенами, известными под названием Сур-и Султани, протяженностью от собора Айа София до парка Гюльхане и от Гюльхане до квартала Сиркеджи. Стены дворца достигают до дворца Сепетчилер и Ахыр Капысы (Ворота Конюшни). На стенах расположены 28 башен. Часть стен у побережья была снесена в 1888 г. во время строительва железной дороги. Также были разрушены расположенные в этой части прибрежные особняки.


По предположениям, стены дворца Топкапы имели 13 ворот, многие из которых не сохранились до наших дней. Величественные врата дворца Баб-и Хумаюн (Имперские Ворота) расположены со стороны собора Айа София, оращенной в сторону моря, напротив фонтана Султанахмет. Эти врата служат главным входом во дворец Топкапы. Врата были сооружены во время правления султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) и до настоящего времени подвергались многократным реставрациям. Врата, ставшие свидетелем многих событий в истории Оттоманской империи по сей день сохранили свое величие и великолепие. В эпоху Оттоманской империи врата открывались с утренним эзаном (призыв к молитве) и закрывались после вечернего эзана. Над вратами находится печать султана Мехмеда II и стела, датирующая строительство сооружения 1478 годом. На другой стеле упоминается, что сооружение было отреставрировано султаном Абдулазизом в 1867 г.

Во внутренней части Баб-и Хумаюн находится первый двор дворца, который потерпел серьезные разрушения в результате пожара, спыхнувшего в 19 в. Во дворе находится особняк Деави, где принимался народ и выслушивались жалобы. Справа от ворот располагались дворцовая больница и кабинеты служащих казначейства. Справа, за стенами находились хлебопекарни дворца. А слева находится церковь Св. Ирины. Вблизи расположено здание монетного двора империи, которое на сегодняшний день является музеем. В конце двора с правой стороны расположен Фонтан Палача, а напротив находятся врата, ведущие во второй двор дворца.

Врата Баб-и эс-селям (Врата Мира) являются воротами, ведущими в основную часть дворца. Над воротами, восстановленными султаном Мурадом III, возвышаются две башни. Над ними на внешней стороне имеется стела с надписью «Нет божества кроме Алаха и Мухаммед (мир ему) Его раб и посланник!». На створках железных ворот имеются надписи, повествующие о том, что врата были вылиты во время правления султана Сулеймана Великолепного (Кануни). Во дворе за вратами Баб-и эс-селям, как и в первом дворе, растут вековые клены. От ворот разветвляются пять дорог, которые ведут в дворцовые кухни, Баб-и Саадет (Врата Счастья), Диван, Гарем и дворцовые конюшни.

Диван был местом, где в период Оттоманской империи рассматривались государственные вопросы. Первый зал Дивана, известный как Куббеалты (помещение под куполом), являлся основным местом проведения заседаний. Во втором зале оформлялись связанные с заседаниями документы и материалы, а в третьем зале находилась канцелярия, где был расположен архив с документами. В гареме находятся апартаменты, выделенные для жены, матери султана и рабынь. Селямлык (мужская половина), как и приемные султана, состоит из 300 комнат. Расположенная в Гареме башня Адалет (Башня Правосудия) является еще одним привлекающим внимание сооружением. Во время раскопок, проведенных во втором дворе в 1959 г., были найдены две колонны 5-6 вв. Не известно когда и с какой целью были привезены сюда останки византийского периода. Кухни дворца в значительной степени пострадали от пожара, вспыхнувшего во дворце Топкапы в 1574 г. По повелению султана Мурада III кухня была восстановлена и расширена зодчим Мимар Синаном. Расположенные здесь врата Баб-и Саадет ведут в третий, особый двор дворца.

В третьем дворе расположен Зал Аудиенций (Арз Одасы), где султан собирал визирей после заседаний в Диване. Зал Аудиенций, построенный при султане Мехмеде Фатихе (Завоевателе), был разрушен и восстановлен при султане Селиме I. Школа Дворца, окружающая Зал Аудиенций, занимает обширную территорию. Школа Дворца была своего рода школой чиновников. Здесь обучались учащиеся, которые затем служили Оттоманской империи. В школу, основанной при султане Мехмеде Фатихе, в рамках системы девширме (налог кровью) принимались дети христианского вероисповедания старше 10 лет. Следующим основным помещением третьего двора является комната Хырка-и Шериф, где экспонируется плащ пророка Мухаммеда.  Хырка-и Шериф был перевезен в Стамбул султаном Селимом I вместе с другими святыми реликвиями. У центра двора расположена построенная в 1719 г. библиотека Султана Ахмеда III. Другими сооружениями, расположенными в третьем дворе, являются мечеть Дворцовой Школы и мечеть Агалар, вблизи мечети находится здание Хас (Хас Одасы), выделенное для успешных учащихся школы.

Между залами, где экспонируются коллекция часов и собрание миниатюр, расположен вход, ведущий в четвертый двор. В четвертом дворе расположены особняк Софа, особняк Реван, особняк Багдад, а также комната обрезаний и комната главного лекаря. Особняк Реван был построен в 1634 г. султаном Мурадом IV в честь захвата Еревана у иранцев. Внутреннее пространство особняка полностью покрыта керамическими плитками из Изника, а ручки шкафов инкрустированы перламутром. Особняк Багдад также был построен по приказу султана Мурада IV. Особняк был посвящен повторному завоеванию Багдада 25 Декабря 1638 г., в честь чего и был назван особняком Багдад. Комната обрезаний, построенная в период правления султана Ибрахима в 1641 г., является местом, где в течение двух столетий обрезались оттоманские принцы. Другим творением, сооруженным в 1640 г. при султане Ибрахиме, являются бронзовые балдахины террасы, известной как особняк Ифтарие.

Самым новым зданием дворца Топкапы является особняк Меджидийе, с которого открывается великолепная панорама залива Халич, Мраморного моря и Босфора. Здание было построено в 1840 г. султаном Aбдульмеджидом.


В гарем, в гарем...

Он интимнее, много мозаик и позолоты. Не знаю уж какие страсти тут разгорались, но он мне по душе…

И жизнь продолжается, хоть и стены вокруг древние и музейные

В Базилику, водохранилище. Удивительное видение - темнота, огни, ряды колонн, тихо плещутся золотые рыбки, пара медуз спрятались в глубине цистерны...

«Цистерна Базилика» - яркий пример того, как в одном наименовании могут встретиться бытовое и возвышенное. Но название вполне соответствует объекту, которому было присвоено. Цистерна Базилика - это древнее подземное водохранилище. Вода...Огни в темноте... где-то слышится плеск воды...





История водохранилища не менее запутана, чем его название. Цистерна Базилика начала строиться еще в IV веке, во времена императора Константина I. В ту пору город подвергался частым осадам. Местные жители хорошо знали, что такое блокада. Неоднократно они оказывались замурованными в городских стенах, вокруг которых плотным кольцом стояли вражеские армии. Город не сдавался, а вот люди умирали от жажды и истощения. Тогда-то император и решил построить вместительные водохранилища. Их появилось несколько десятков – как подземные, так и наземные, как крытые, так и открытые. Большинство не сохранились до наших дней. Но Цистерна Базилика – приятное исключение. Перейдя во власть турков вместе со всем Стамбулом, Цистерна Базилика сменила свое название на Цистерна Йеребатан, но не утратила своего стратегического значения. А сегодня это - одна из главных достопримечательностей современного Стамбула.

Вода – это далеко не единственное, что хранит под своими сводами Цистерна Базилика. Спустившись в прохладные подземные глубины, Вы будто бы попадете в параллельный мир. Там звучит классическая музыка, там диковинные надписи на старинных колоннах, там загадочные скульптуры вроде перевернутой Головы Медузы. Можно загадывать, загадывать желания – и в  Бассейне желаний, и у Колонны слез. 


Снова в кафейню... На трамвай и в отель. Вот тут-то я и узнала, что на истамбулкарт у меня было только 4 лиры, а 6 лир ушло залогом за нее. Пришлось наскрести мелочь на жетон
Еще немного и я в отеле в тепле.
Как сушить вещи после дождя... Туалетной бумагой и феном…