воскресенье, 25 мая 2014 г.

Три недели лета...или часть вторая Камбоджа... ррраз...

Удивило, удивило… Пост про Турцию, именно один пост из всех вдруг стал самым популярным…
Я все-таки настоятельно себя возвращаю в мое зимнее лето
Прилетев 14 января в Тайланд на Ко Чанг,  я 15-го числа полежала пару часов у бассейна, прогулялась по нашей части острова. Нашла турагенство с соотечественником и купила  трансфер до Камбоджи за 450 рублей всего-то. Поговорили с молодым человеком о переходе границы. «Да, да, все легко и просто, 20 долларов и Вы там. Все легко и просто»...

...Начала писать про Камбоджу. И понимаю - не получится эти несколько насыщенных дней уместить в 1 пост. Будучи там, я говорила себе:"Не надо пытаться успеть увидеть все-все. Хочу просто насладиться тем, что я здесь". Пишу и понимаю - и 1 поста для 1 дня маловато будет. И сколько же я увидела в такой короткий срок...И фотографий получилось многовато... Так что, держитесь...

19 января. Еще вчера попрощалась с девчонками. Встала в 6-10 по местному времени. Пописала себе утренние письма.  И в 7-10 с маленьким чемоданчиком спустилась в стойке ресепшен… Завтрак с собой не приготовили, несмотря на то, что несколько раз это все обсудждали. Но я почти спокойно успела покушать и прихватила с собой бананы и йогурты в дорогу. Приехал небольшой автобус и мы поехали по другим гостиницам собирать жаждущих добраться до границы в Камбоджу. Народ разный. Кто-то, как я едет в Камбоджу посмотреть ее храмы. Кто-то едет только до границы, чтобы поставить визу и вернуться в Тайланд и спокойно под солнцем пить кокосовый сок еще 30 дней. В 8-25 приехали к дальнему парому,  а к часу дня нас  привезли в деревню. Какой-то запах. Туалеты на улице. Шустрые  ребята  просят 1300 бат за визу. А это вообще-то уже не 20, а все 40 долларов. И слова не скажи камбоджийским товарищам, и долларов не хотят. Взъерепенился, оставил мой паспорт с документами на столе. Спасибо немцу, что поговорил с ним, успокоил, сказал мне положить вверх 1000 бат. И слава Господу, они у меня были, эти самые баты.
Границу переходили в  Пном-Пей. Именно переходили. Пешочком. Прошли тайскую границу в большом здании. Прошлись по полугородской-полудеревенской улочке пешочком. Постояли в очереди в маленьком сарайчике и проверив на супертехнике отпечатки наших пальцев под чутким взором камер и камбоджийцев-пограничников получили печати в визы.   Пересели в большой автобус и  поехали к камбоджийским древностям. Первая мысль, когда переходили границу, на кой … я сюда поехала, в эти грязные деревни в джунглях. Одноклассника, что бредил зимовкой,  сейчас не хватает. Интересно, он бы реально стал зимовать в таких условиях? Или после Москвы,  да Чечни для него такая жизнь привычна?

К шести вечера остановились в каком-то придорожном кафе. В туалете рядом с раковинами в чашке цветы, фонарь светит… Как моллюск в раскрытой раковине. Еще 1 автобус подъезжает по песку, а звук, как шум моря и цикады начинают стрекотать…

И вот я сейчас в 100 или меньше километрах от Анкгора, от Сием-Рипа. Вокруг почти стемнело. Быстро темнеет. Вокруг народ. Кто-то покушал, кто-то еще ест, кто говорит, кто курит. Играет легкая музыка, как в 50-х.
Как хорошо, что у меня в айпаде  оффлайн-карты и я хоть как-то могу видеть, что к забронированному отелю мы все-таки приближаемся.
В кромешной темноте нас привозят на какие-то задворки, где появляются местные тук-тукщики на мототележках… После переговоров на «английском» меня довезли до отеля и обещали в 6 утра забрать к храмам. Все… в душ и спать…
Камбоджа… Почему я поехала именно в Камбоджу?... Есть такие места в моей жизни, когда видишь фотографию и … она  не отпускает… и ты думаешь о ней постоянно, возвращаешься… Поэтому в этой списке по значимости, оп важности для меня Камбоджа была на 1 месте


20 января.
Выехали в 6 утра. Народу много, но значительно меньше, чем вечером или даже после 9 часов. Холодно. Вот такой контраст - утром холодно, с 11 часов - жара, пекло. Сплошные контрасты. Нищая страна, а билеты именные и фото делают у касс фотокамерой. как и на пограничном контроле установлены приборы по проверке отпечатков пальцев в базе данных. Стоимость билета на посещение всего археологического комплекса-20$ на день и 40$ на три дня. Билеты именные.  Едем в Ангкор. Именно едем. Расстояния здесь такие, что без траспорта здесь никак. Можно взять велосипед, но я не думаю, что на такой жаре днем будет легко кататься на такие расстояния.
Здесь снимался фильм «Лара крофт. Расхитительница гробниц».
Первые попы стражей-львов, освещенные лучами рассвета


Анкгор ват. Angkor Wat. 
 К храму от главного входа ведет широкая дорога из каменных плит, которая начинается и заканчивается несколькими крестообразными площадками, окруженными нагами (змееподобные мифические существа). Площадки имеют три уровня, на самый верхний - устанавливался трон короля. По обе стороны от дороги расположены здания библиотек, имеющие по четыре входа каждая. На самую верхнюю терассу вход был закрыт, хотя по табличкам, рассказывающим,  что запрещено, не так давно можно было туда попасть. Рассвет наступил только что. Стены храмов еще розоватые от лучей восходящего солнца. Народу встретить рассвет у стен храма приходит немало, но много меньше жаждущих встретить закат. И храмы для любящих рассвет открываются в 5-30 утра по местному времени.
Ощущения…Фата Моргана среди облаков. В этом надо быть, надо чувствовать… Без толп, только с собой. Ощущение, что ты БОГ. Ты среди облаков. Все остальное есть, но там, ниже облаков, ты просто ЕСТЬ.
Экзотическое государство в Юго-Восточной Азии, Камбоджа ведет свою историю с 612 года. Самый знаменитый ее памятник — храмовый комплекс Ангкор-Ват, однако и помимо него страна богата множеством интересных мест. Чистейшие пляжи и уникальная природа, музеи и храмы — все это составляет яркий букет достопримечательностей Камбоджи.























Первые наги-змеи, напоминающие пламя огня, украшенные резьбой по камню

Ангкор-Ват
буквально переводится как Город-Храм. 

Посвящено же это колоссальное сооружение богу Вишну, почитаемому в этой местности. Древний город Ангкор когда-то был столицей древнего кхмерского государства и одним из крупнейших городов мира. Этот огромный, занимающий около 600 квадратных километров комплекс сооружений был известен далеко за пределами империи кхмеров, пока не был в 1431 году разрушен войсками Сиама. Более 100 дворцов и храмов таилось под сенью буйного тропического леса до конца XIX столетия, когда французский натуралист Энн Муо вновь открыл его для человечества. А в 1992 году вся территория Ангкора была взята под охрану ЮНЕСКО. 
Сам храм Ангкор Ват (Angkor Wat) – это крупнейшая религиозная постройку в мире: комплекс расположен на территории 200 га, окружен ровными и глубокими рвами с водой шириной около 200 метров и не имеет аналогов в мировой культуре. Высота центральной башни – 42 метров, а если считать от уровня земли, то самая высокая точка Ангкора находится  на  отметке в 65 метров.
Первоначально храм был посвящен Вишну и относится к индуистской традиции: его архитектура говорит о символике индуизма. Главная башня символизирует гору Меру, все помещения храма окружены галереями с барельефами и колоннадами. Постройка храма началась и была закончена в годы правления короля Сурьявармана II, который находился на престоле  с 1112 по 1152 год н.э. Во времена расцвета Ангкор Ват представлял собой оживленный мегаполис с населением около 500 тысяч жителей и являлся крупнейшим городским центром для своего времени. Собственностью этого огромного монастыря были деревни с населением около 80 тысяч крестьян. Храмы Ангкора в Камбодже были настоящим центром поклонения Вишну, а затем и Будде.

Все события постройки храма и жизни, которая происходила в нем на протяжении веков, запечатлены на своеобразных каменных страницах – на плитах, испещренных описаниями различных событий.
Это уникальное сооружение находится в 5 км севернее города Сием Рип, и с тех пор, как после нашествия сиамцев в XV веке храм пришел в упадок, местное население о нем почти позабыло. На территории Ангкора мирно уживались индуизм и буддизм – некоторые храмы в комплексе посвящены Будде. Джунгли закрыли Ангкор от всего мира зеленым занавесом листвы, и огромные тропические деревья своими корнями практически уничтожают каменную кладку храма. Раньше все сооружения были скрыты от человеческих глаз в глубине джунглей, сейчас все расчищено, и постройки выглядят впечатляюще. Но это не значит, что лес остановился. Повсюду сквозь древнюю кладку пробиваются ростки, трава. Корни деревьев продолжают разрушать фундаменты Ангкора. Масштабная реставрация такого громадного комплекса потребовала бы очень больших инвестиций, и ЮНЕСКО ищет средства для такой реконструкции.
Здания библиотек, фланкирующие дорогу, ведущую к основному зданию храма

После того как француз Анри Муо в 1861 году обнаружил в густых зарослях этот храмовый комплекс, прошло много времени, и постройки Ангкора сильно пострадали от красных кхмеров в 1970-е годы – ведь солдаты этой армии исповедовали воинствующий атеизм. Хотя в древности после рассцвета империи и смерти ее правителей за храмом присматривали буддистыВ 1992 году Ангкор Ват был объявлен всемирным достоянием и находится под охраной Юнеско. Это позволило привести сооружение в тот вид, в котором оно находится сейчас. Удалось почти полностью  расчистить Ангкор от зарослей и укрепить хотя бы до некоторой степени основные постройки этого города-святилища из хрупкого песчаника. Тем не менее, совершить путешествие в Ангкор Ват – это значит прикоснуться к тайнам времен, которые ускользают от нас: сохранность этого памятника культуры с каждым годом все хуже.



 стены украшены резьбой и изображениями камбоджийских танцовщиц-апсар - полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды.Облака - это ведь та же вода



В отношении стиля ранние постройки и сам план храма носят черты индуистской архитектуры, а детали и более поздние постройки обладают характеристиками кхмерского зодчества. Этот храм никогда не был местом, куда стекались толпы верующих. А его основные помещения предназначались для посещений лишь со стороны духовной и властной элиты кхмерского государства. Кроме того, здесь находятся усыпальницы королей.












Способ, которым пользовались кхмеры при строительстве храма, сам по себе уникален, ведь Ангкор-Ват строился сверху-вниз.

Структура и внешний облик храма должен был символизировать мифическую священную гору Меру, повторяя её очертания, соответственно башни храма являются её вершиной, стены — скалами, а ров — океаном, окружающим центр Вселенной.
Сам храм Ангкор-Ват состоит из пяти концентрических прямоугольных башен в форме лотоса, находящихся на центральной платформе храмового комплекса, которую от остального пространства ограждает высокая стена с небольшими башенками по краям

Высота центральной башни храма составляет 42 метра, но так как вся центральная платформа поднята по отношению к остальной части храмового комплекса, общая высота сооружения достигает 65 метров

Такие высокие башни-храмы на таиландском языке назывались прангами — вот один из прангов Ангкор-Вата

Кхмеры считали, что в Ангкор-Вате живут боги, поэтому доступ в центральную часть храма был открыт лишь немногим избранным

Ещё одной отличительной особенностью храма Ангкор-Ват является то, что он, наряду со всем прочим, является усыпальницей царей
Более подробно о структуре тут

Благодаря шустрому  моему водителю тук-тука mister Blue, мы быстро пролетели мимо южных ворот Ангкор Том  Angkor Tom к Байону – Bayon
Ангкор Том  в переводе с кхмерского означает «большой город». Он заслуживает особого внимания и занимает второе место по известности во всем храмовом комплексе Ангкор, после Ангкор Вата (Angkor Wat), во многом, благодаря Байону – горе-храму с высеченными лицами.
Ангкор Том входит в храмовый комплекс г. Ангкор, был построен в стиле Байон и посвящен буддизму.
Город занимает большую площадь и состоял из более сотни храмов и различных построек: Байон (Bayon) , Бапуон (Baphuon), Пимеанакас (Phimeanakas), Королевский дворец (Royal Palace), Терраса Слонов (Terrace of the Elephants), Терраса Прокаженного Короля (Terrace of Leper King), Теп Пранам (Tep Pranam)Преа Палилай (Preah Palilay), Преа Питу (Preah Pithu), Прасаты Суор Прат (Prasats Suor Prat), Северный и Южный Клеанги (North Kleang и South Kleang) и других, более мелких.
Построен Ангкор Том был в конце XII – начале XIII вв. в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII) С 1181 по 1220 гг. и стал столицей Кхмерского государства вплоть до XV в. Ранее на этой территории находилась прежняя столица - г. Яшодхарапура, однако, после нападения чамов (тямов) в 1177 г., город был очень сильно разрушен. В связи с чем, было решено построить новую столицу, недалеко от разрушенной. Поэтому на территории Ангкор Тома не все храмы построены Джаяварманом VII: Пимеанакас и Бапуон остались от прежних правителей. Сам Джаяварман VII был очень почитаемым правителем, он привнес в жизнь подданных новую религию – махаяна-буддизм, символом поклонения которой стал Будда.
Население столицы составляло порядка миллиона человек. Территория города была поделена осевыми дорогами на четыре равные части, каждая из которых имела свое назначение. Например, в северо-западной части располагался Королевский дворец, в северо-восточной части – проживала семья короля, его приближенные, священники, юго-западная часть отдана под красивейший парк, а в юго-восточной – располагались рынки и разные административные постройки. За пределами городской стены жили простолюдины. Все жилые дома и некоторые здания были построены из дерева, поэтому до нашего времени они не сохранились, та же участь постигла и Королевский дворец, от него осталось лишь каменное основание за Террасой Слонов.
Символизм Ангкор Тома основан на легенде о пахтании (сбалтывании) Океана молока, отображенной на одном из панно Ангкор Вата (в южном крыле восточной галереи). Эта легенда повествует о процессе сотворения мира, в котором принимают участие боги и демоны (скульптуры их расположены у ворот Ангкор Тома). Они держат в руках змея, обвивающего священную гору Меру (с ней отождествляли Байон, располагающийся в центре города), олицетворяющую центр мира, и попеременно тянут на себя, приводя гору в движение, т.о. вспенивая Океан, из которого впоследствии выделяется нектар бессмертия (амрита).
Ангкор-Ват можно назвать «погребальным» храмом: король затеял его строительство, чтобы после смерти туда был помещен его прах. По сути, назначение этого комплекса такое же, как и у пирамид Египта.
Существует, правда, версия и о божественном происхождении Ангкор-Вата. Легенда гласит, что Ангкор-Ват в Камбодже воздвиг сын индуистского бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца, где прекрасным было абсолютно все, включая коровник. Сыну очень понравилось место, отведенное для священных животных, поэтому он решил и на земле создать копию великолепного здания. Так, будто бы, и возник Ангкор-Ват — точная копия коровника Индры.
Храм Байон...«Я вдруг содрогнулся от непонятного испуга, заметив огромную неподвижную улыбку, ниспадающую на меня с высоты,.. потом еще одну улыбку, снизу, на другой стороне стены, потом три, потом пять, а потом десять; они были повсюду, за мной наблюдали со всех сторон…
Этим утром они, казалось, говорили: «Мы мертвы и безобидны; нет никакой иронии в наших улыбках и взглядах из-под прикрытых век; просто мы знаем, что такое мир без мечты…»
Пьер Лоти, «Паломник Ангкора», 1902 г.
Это трехуровневое здание с 54 башнями. Каждая башня имеет 4 лица. 
Байон сегодня признан одним из самых необычных архитектурных сооружений не только Камбоджи, но и всего мира. Посетителей шокируют циклопические каменные лики на башнях - тонкие улыбки и прикрытые глаза повсюду следуют за людьми, подавляя и восхищая их. Когда французы впервые увидели этот храм, они отказывались верить, что он построен кхмерами, коренными жителями Камбоджи.


 Авторство Байона приписывали китайским евреям, потерянному легиону Александра Македонского и даже легендарным строителям греческой Трои. В разное время считалось, что на башнях отображены Брама, Будда, Авалокитешвара… Господствующая ныне теория приписывает внешнее сходство ликов Байона с лицом последнего великого императора Камбуджадеши – Джаявармана VII, построившего этот храм в XIII веке.







Джаяварман VII первым в ряду властителей страны принял буддизм. Потратив огромное количество государственных денег на строительство больниц, придорожных гостиниц и монастырей по всей Камбуджадеше, он следовал пути сострадания и помощи, провозглашаемых буддизмом. С другой стороны, Джаяварман VII оставался сильной личностью, преисполненной гордыни, и просто человеком, боящимся смерти. В Байоне он увековечил и величие своей империи, и себя – носителя новой веры, главным атрибутом которой было смирение.

Центром Байона была величественная статуя Будды. После смерти Джаявармана VII индуистские фанатики разбили ее и скинули в шахту центральной башни храма. Здесь статую и обнаружили французы; сегодня она, благополучно восстановленная, стоит на площадке недалеко от Северного Клеанга.

…Возможно, в Байоне кроется и более сложная символика, соотносящая храм, в буквальном смысле слова, с небесами. Довольно хорошо разработана теория соответствия храма северному полюсу эклиптики – точке в созвездии Дракона, вокруг которой вращается земная ось. Косвен
но это подтверждается надписью, найденной в Байоне – «Земля Камбу подобна небу»…

Улыбки Будды везде - на входе, на Байоне,  то ли улыбается, то ли задумался…
Реставрируют японцы, заметно отличается организация работ от китайцев, индийцев и других. Новые детали явно выделяются от исторических.

Везде статуи Будды, где можно поставить аромапалочки, можно оставить денежку, а тебе оберег из ниточек повяжут на руку.
Спасибо миру и этим камбоджийцам священослужителям

Тут друг тук-тук решил со мной поговорить по уточнению маршрута и стоимости. Может пообсуждал уже наши договоренности с друзьями товарищами. Что делать, согласилась и на следующий день поехала на тук-тук от гостиницы. И и сэкономила себе денег и обеспечила наилучшую программу.

Подробно о структуре тут

Рядом пагода, деревянные павильон с рассказом о раскопках, реставрации, статуя Будды - Preah Ngoc
Расположенный к  северо- западу от величественного храма Байон небольшой деревянный  буддийский храм называется Preah Ngoc  - Преах Нгок (иногда пишется как Preah Ngoc ) . В нем находится довольно большая статуя сидящего Будды. Некоторые говорят, что статуя была там с 13 века, хотя сама часовня более древняя и была перестроена несколько раз на протяжении веков.

Дальше храм-гора Baphoun и улыбка Лежащего Будды на задней стене. Деревья, которым много-много лет.




Бапуон или Бапхуон (Baphuon) Храм представляет собой пятиступенчатую пирамиду, состоящую из трех ярусов, из-за чего его сравнивали с большим храмом-горой, олицетворяющим собой священную гору Меру. В период расцвета купол храма был покрыт медными пластинами. Посвящен индуизму. Возведен Бапуон королем Удаядитьяварманом II (Udayadityavarman II), правившим с 1050 по 1066 г., и был центром прежней столицы – г. Яшодхарапура. Восстановительные работы на его территории начались в 60-х годах XX в. и продолжаются до настоящего времени (август 2012г.). В связи с чем, храм выглядит полуразрушенным и не все места для осмотра открыты публике.






Интересен Бапуон резнной с орнаментом из растительности, аналогичную которой можно увидеть в Восточном Мебоне, несколькими сценами, сохранившимися в галереях первого и второго ярусов.
Отличительной особенностью стиля Бапуон является соединение нескольких элементов с высеченными на них рисунками в единое панно. Также характерно было разделение барельефов по горизонтали на несколько сцен.
На западной стороне храма была высечена статуе лежащего Будды (по некоторым сведениям она была установлена в более позднее время, для чего, видимо, и разобрали часть элементов верхней башни). К сожалению, эта фигура была незакончена, оттого и трудно различима сегодня.


Royal Palace area  я как-то пролетела, оказавшись перед небольшим Phimeanakas.
Единственная башня храм Пимеанакас, не сохранившаяся, к сожалению, была изначально покрыта золотом. С назначением этой башни связана одна кхмерская легенда: здесь король предавался любовным утехам с нагой (змеей), которая представала перед ним в виде красивой женщины. В случае, если нага в какую-то ночь не появится, это означало смерть королю, а если не появится король – то несчастья королевству.

От самого Королевского дворца ничего не осталось, как и все жилые постройки, он был выстроен из дерева. Осмотреть можно лишь сохранившиеся искусственные бассейны, входные гопуры и расположенный в центре храм Пимеанакас. Стоит добавить: по мнениям ученых площадь Королевского дворца, была поделена на 5 зон. Одна принадлежала королю, сюда входили сам Дворец, храм Пимеанакас, бассейн Срас Срей; вторая – королеве, третья, с парками и садами – его многочисленным женам и наложницам, четвертая – личной охране короля, пятая – для обеспечения нужд королевской семьи (кухня, склады и другие хозяйственные постройки).

В обратном порядке погуляла по Elephants terrace и терассу прокаженного короля - Liper king terrace.



Львы-стражи...древние и современные





Можно по ступенькам спустить вниз и посмотреть рельефы, скульптуры в как-бы лабиринте
Японка поклонялась статуе. А какая у них, японцев религия?
Пагода и рядом стоящий маленький храм Tep Pranan ... Я вроде увидела за торговыми палатками, но они такие маленькие ... И дорогу к Prasat Prei я не нашла

Дети с младенчества приучены к торговле за 1 доллар и идут и идут за тобой, как впрочем и взрослые. Вода, ананас... все стоит 1 доллар.
К Prasat Sour Prat мой друг меня не пустил, убеждая, что там змеи.

Дальше был реставрируемый китайцами Ta keo - храм гора. Спускалась практически на попе
Древниий индуистский храм-гора Та Кео (Ta Keo) (буквально: «прародитель Кео») начал возводится в конце X века во времена правления кхмерского короля Джаявармана V (Jayavarman V). Здание было посвящено богу Шиве (Shiva). Та Кео должен был стать столицей Джаендранагари, но строительство так и не было завершено.  Судя по всему, строительство было прервано сразу после смерти Джаявармана V. Его приемники пытались возобновить работы, но по неизвестным причинам сделать это им не удалось.
Это древнее религиозное сооружение имеет вид пятиступенчатой пирамиды, обрамленной вековыми деревьями. Та Кео сильно отличается от других храмов Ангкора тем, что на его стенах отсутствует скульптурная отделка. Кроме того, это здание выделяется особым расположением горизонтальных элементов. Высота Та Кео составляет 44,5 метра.



В древности к храму вела аллея
Храмом-горой Та Кео прозван неспроста. Дело в том, что он полностью сделан из песчаника. Первым уровнем храма является ограда, имеющая размеры 120 на 105 метров. Второй уровень занимает сплошная галерея, войти в которую не представляется возможным. На верхнем ярусе пирамиды расположено пять святилищ. Первый ярус опоясан стеной с 4-мя осевыми гопурами (входные павильоны), а второй окружен галереей. Следующие ярусы пропорционально сокращаются друг относительно друга. Та Кео – это первый после Пном Бакхенга (Phnom Bakheng) храм, полностью построенный из песчаника и без какого-либо связующего вещества. Поэтому его сооружение требовало более тщательной обработки и установки каменных блоков. К храму вела церемониальная дорога-аллея по мощёной дамбе, шествия по которой проводились во время праздников либо тожественных встреч гостей.  У подножия пирамиды можно увидеть скульптуру Нандина (Nandin) (слуга и друг Шивы). 
Говорят, что этот храм строили сверху вниз, взяв за основу естественную гору. Описанный храм имеет восточную ориентацию, поэтому его посещение лучше спланировать на первую половину дня, когда элементы сооружения не будут создавать резких теней.

Храм становящийся лесом деревьев Ta Prom - храм дерево.


Та-Пром — красивый храм, переплетенный массивными корнями огромных деревьев. Когда-то он был богато украшен драгоценными камнями, здесь звучала музыка, а в залах устраивались приемы и танцы. Когда в конце девятнадцатого века французы обнаружили Та-Пром, было решено не проводить в храме полномасштабной реставрации, хотя какие-то работы по укреплению провели. 
Храм был построен кхмерами в конце 12 начале 13 века. Первоначально этот храм имел название Раджавихара (Rajavihara). Храм расположен примерно в одном километре к востоку от Ангкор-Тома и на южной окраине Восточного Барайа.  Та-Пром был основан кхмерским королем Джаяварманом VII как буддистский университет и монастырь.  Страна пребывала в зените своей славы – на троне сидел просвещенный монарх, не кто-нибудь, а сама Ява выплачивала империи отступной налог, ирригационная система позволяла снимать три урожая риса в год. В этих условиях император мог легко себе позволить достойно уважить память своей матери. И он уважил – построил в память о ней монастырь.  В отличие от большинства храмов Ангкора, Та-Пром остался практически в том состоянии, в котором его нашли - руины храма с вросшими в него джунглями – гигантскими деревьями – фикусами, баньянами  и шелковыми деревьями. 









В те времена, как в Европе, так и в Камбодже, монастыри представляли собой небольшие настоящие города. Монахи несли службы в каменных постройках, посвященных богам, и владели некоторым количеством дарованного им королем и паствой имущества. А вокруг монастырей, с их капиталами, шла вполне мирская жизнь: в деревнях выращивали рис, за оградой из каменных стен шла бурная торговля, проходили театрализованные представления. Так вот, Та Пром был ОЧЕНЬ богатым монастырем. Размеры его богатства впечатляли даже тогда, когда империя катилась к упадку. Точное описание имущества Та Прома дал Джоу Дагуань, китайский летописец, побывавший здесь в конце XIII века. К храму к тому времени были приписаны: 3 140 деревень с населением почти 80 тысяч человек; 12 640  человек обслуживающего персонала, включая 18 высших священников и 615 танцовщиц; 500 килограммов золотых пластин; 35 алмазов; 40 620 жемчужин; 4 540 драгоценных камней; 512 шелковых паланкинов; 876 китайских покрывал; 523 зонтика от солнца. 
Вместе с этим  храм содержал 102 больницы, бесплатно обслуживавших местное население и паломников в Ангкор Том – город Джаявармана VII. Главное храмовое изображение представляет Праджняпарамита (Prajnaparamita), олицетворение мудрости, моделью для которого послужила мать царя. Северным и южным спутником храма в третьем корпусе стали царский гуру и его старший брат. По существу, Та-Пром образует дополнительную пару с храмом Преа Хан, построенным в 1191 году, где основным изображением являются бодхисаттва Авалокитешвара, прототипом которого стал отец царя.   Активно развиваться храм продолжал до конца 13 века. 

 В 15 веке после падения империи кхмер, храм Та-Пром стал заброшен и забыт на протяжении нескольких веков. Храм обнаружили уже в 20 веке, когда началась программа восстановления храмов Ангкора. Внешний вид храма так впечатлил всех, что Та-Пром решили оставить в том виде, в котором он был найден. Тем не менее, было многое сделано для реставрации и укреплению руин храма, чтобы обеспечить безопасный доступ к нему туристов. На данный момент, как можно заметить, храм является уникальным памятником истории 2-х архитекторов - человека и природы. Корни и храмовая стена слились и образовали единое целое. Дерево буквально вросло в каменную кладку и если попытаться спилить его, то уже сама каменная конструкция не выдержит и распадется на блоки. Природа берет верх.
Китайцы, японцы... еще одна местная достопримечательность


И дальше Bantey Kdey  и водохранилище Seas srang (royal pond) SrahSrang, где можно полюбоваться рассветом или закатом.

Храм Бантей Кдей (означает "Цитадель монашеских келий") представляет в некотором отношении уменьшенную версию Та Прохм и Преах Кхан, и то, что Морис Глиез называл «духом путаницы", который царствовал над произведениями Джаявармана VII. Построен  в конце 12 –начале 13 веков в стиле Байон






 
Ее размер, однако, делает его легче для посещения. Буддистский, с башней с ликами на входе, он, скорей всего, был построен на месте другого храма 10-го века посторенного при правлении Раджендравармана II, и, вероятно, его королевским архитектором Кавиндрари-матхана.



В отличие от Та Прохм и Преах Кхан, только небольшие надписи времён Джаявармана VII позволяют датировать храм. Стела, которая бы подтвердила, какому божеству посвящён Бантей Кдей, так и не была найдена. Однако, можно предположить, что в храм завершил буддийскую триаду в Ангкоре: с Праджняпарамита в Та Прохме, Локешварой в Преах Кхане и Буддой в Бантей Кдей. Это предположение основывается на большом количестве фронтонов с изображением Будды и принца Сиддхарты. Тайники со статями Будды, найденные в последнее время здесь, подтверждают это.


Окружающий храм город позже был обнесён стеной, которая увеличила площадь почти до размера Та Прохм. Восточная гопура с башней с лицами Будды и украшеная барельефами апсар, одна из четырёх в латеритовой стене, служащей городским окружением и составляющей.   Терраса предшествующая храму, сохранившаяся гораздо лучше, чем такие же в Та Прохм и Преах Кхан, содержит великолепные балюстрады ввиде нагов и львов-стражей.


 Сра Сранг - крупное камбоджийское водохранилище, чей возраст насчитывает больше тысячи лет. Когда-то давно водохранилище являлось частью буддистского комплекса.  Объём водохранилища приблизительно равен 350 * 700 м. Свой нынешний вид Сра Сранг приобрёл при короле Раджендравармане II - по его приказу был построен причал, а края водохранилища получили обрамление в виде песчаника.
Наибольший интерес с точки зрения архитектурной ценности представляет именно причал, состоящий из латеритовой террасы и павильона из дерева. От террасы к воде ведёт лестница, украшенная двумя каменными львами. В центре водохранилища можно увидеть каменные блоки, которые когда-то давно являлись искусственным островом.

И рядом то, что нашли при раскопках, но пока еще не пристроили



Массаж в номере. Немного подремать. И поехала смотреть  закат на Phnom Bakhereng.


и не только я хочу посмотреть закат... все хотят... и вечером народу и тут, и у других храмов несметное количество, потому я вставала рано-рано - часов в 6 по местному времени, в 3 часа ночи по московскому, и ехала к храмам

На рубеже IX века  в связи с переносом столицы кхмерского государства в Ангкор  на вершине холма был построен храм Пном Бакенг, положивший начало новому стилю кхмерской архитектуры, который впоследствии был использован при строительстве знаменитого Ангкор Ват

Это пять башен, расположенных в шахматном порядке на верхней платформе и каскад небольших башенок на нижних уровнях. 


Пном Бакенг – индуистский храм посвященный Шиве. Он был частично построен, а частично вырублен в горных породах. К сожалению, в настоящее время храм сильно разрушился, и остатки постройки можно посмотреть только на верхней площадке. Отсюда открывается великолепная панорама на окрестности.

Листва деревьев немного скрывает Ангкор Ват, но кое-что можно рассмотреть вдалеке. 
Кроме этого, открывается вид на озеро Тонлесап и окружающие джунгли. Экскурсии в этот храм часто устраивают вечером, чтобы посмотреть заход солнца. Вершина холма с остатками строений в основном используется как смотровая площадка. 
На повороте к Анкор Ват обезьянки сидят и с детками

Покушала в местном ресторане от гостиницы рыбы Khmer amok fish с рисом - tonle sap fish with Khmer spices & coconut gravy, served with steamed rise

В номере перед сном появилась ящерка...
Гостиница хорошая. Мальчики вежливые, стараются "разрулить" ситуацию. Когда 2 дня не убирали и я сказала об этом, все быстро решилось и на следующий день он меня сразу предупредил, что номер не убран. Помнит о всех моих необходимых поездках
Вай-фай есть, но в номере плохо ловит, в холле лучше
Как всегда - 2 розетки и т.к не Россия, то они рассчитаны на толстым вилки, так что лучше брать переходник и тройник
Деньги - доллары, сдачу в основном дают в долларах, иногда надо попросить об этом