вторник, 3 июня 2014 г.

Три недели лета...или часть вторая Камбоджа... два...

Уже 21 января... Уже неделя, как я улетела из русской зимы
Еле встала в 6-15, почистить зубы, проверить кроссовки, чтобы внутри не было камней, гаджеты заряженные и на завтрак. Полный бардак в голове со временем - то ли в 20, то ли в 22 часов легла. Очень вчера устала.  В номере 2 розетки, рассчитанные на толстые вилки и реально под зарядку телефона, айпада и фотоаппарата электроемкостей не хватает. Вчера видела ящерицу в номере. Свет вчера вечером снова выключился и выключился
Что меня удивляет постоянно в Камбодже, так это контракт, контраст бедности и цивилизации, цивилизации в храмах, на границе


Храм Пре-Кхан  Preah khan. 



Ладьи с людьми при входе, как и при входе в Амкор ват. Уменьшения копия. Это часть монастыря. Птицы поют, курлычут на все лады. И сразу видно по светлым частям, что уже отреставрировали.



Храм Пре-Кхан (в переводе с кхмерского- Священный меч) находится в полукилометре на север от Агкор-Тома, построен в 1191 г. н.э. при короле Джайявармане VII. Preah Khan – это огромный монастырский комплекс. Храм окружен рвом и прямоугольной стеной 700 на 800 метров.






























До постройки Ангкор-Тхома был временной королевской резиденцией, после чего тут поселились около 1000 буддийских монахов. В лучшие времена населенный было около ста тысячь работников и служителей. Комплекс настолько громадный, что по сути совмещал в себе функции небольшого города, храма и буддистского университета.
Preah Khan внешне похож на Ta Prohm. Но в отличие от последнего посвящен не матери короля JayavarmanVII, а его отцу.



Шелково-хлопковое деревья,  не уступающие по красоте деревьям Та Прохма


 Святилища огня...

Впоследствии, как во многих храмах, построенных королем JayavarmanVII, лики Будды  на барельефах были заменены на индуистские изображения. Причем в центральном коридоре барельефы цветов лотоса и лингамов были грубо вырезаны прямо поверх изображений Будды.

По количеству расписных стен и коридоров этому храму нет равных в Ангкоре. Храм огромен и в нем легко можно заблудиться это при том что не весь храм открыт для туристов, а только его часть. Храм окружен рвом и прямоугольной стеной (700 на 800 метров).
В Пре-Кхане есть и совершенно уникальное сооружение – это двухэтажное строение с круглыми колоннами. Такие колонны не встречаются больше нигде в кхмерской архитектуре IX – XII веков, что дало повод мыслей, что это строение более позднего периода и один в один похоже на древнегреческий храм.
Здесь достаточно много гаруд, повергающих наг. А если точно, то их - 72. Какие-то уже восстановили, какие-то еще ждут своей очереди.
Как всегда лотосы...
Я в этом храме бродила, бродила... И много можно рассказывать... И выбор фотографий для поста был очень тяжелым. Но тогда этот пост станет почти бесконечным. А потому читаем тут

7-38
Еще не так жарко и не так много туристов. Можно просто послушать, посидеть. Правда,  на старых скамьях сидеть нельзя. Дерево 400 лет
Уменьшение проемов по высоте, и человек идет и поклоняется все ниже и ниже…
Переходы во все стороны света и в каждом святилище горит  огонь. Представляете это ночью?  Камни и много-много огней от святилищ?
И это удивительное состояние, когда жизнь ведет  тебя и дает самое лучшее. Как я поменяла тук-тукщика, увидев праймериз на рецепшн. Как я хотела заполнить бланк перед въездом в Камбоджу и оказалось это надо сделать и пограничник дал мне ручку и возможность заполнить перед ним, а не отправил обратно.
Главное видеть, чувствовать, принимать. Только так, наверное и стоит жить, работать - великие цели  в кратчайшие сроки и с высочайшим качеством. Только так и рождаются чудеса. И находить, притягиваешь людей, что сделают это, даже, если они сами в это не верят… И это писала я, когда стояла и смотрела на эти древние камни…

Храм Neak Pean , храм на воде. Там в праздники или богослужения зажигали огонь? Вначале проехав к нему на лодке под аркой. Наверное это не просто красиво, это божественно, волнующе. Это вводит в удивительно состояние, настроение. Ты спрашиваешь зачем все это, зачем строит такими усилиями, иногда жертвами, зачем ехать... За состоянием, за ощущением, за минуты, мгновения этого состояния.
Cчастье, жизнь - это состояние
Зачем я лечу на край света? За этими мгновениями. А они возможны чаще только с собой, в тишине, в состоянии внутреннего спокойствия и принятия, открытого сердца, как сказала Лёля. Лучше на закате или рассвете, все-таки на закате...
Этот необычный маленький памятник с крестообразным расположением водоемов с башней святилища на круглом острове в середине, очень символичен. Расположение в середине барая Джайтатака на том, что прежде было островом, изображает священное гималайское озеро Анаватапта. Это озеро было известно своими удивительными целебными свойствами и как источник четырех больших рек, выходящих через рты льва, слона, лошади и вола. Однако, эта буддистская символика появилась позже, во время периода восстановления, а первоначально это была королевский индуистский храм. Стела храма Преах Кхан упоминает этот храм с именем Раджьясри - "Счастье Королевства" и говорит нам, что король Джаяварман VII построил “Джаятатака” - “Северное Озеро” Чео та-Куан “как зеркало, украшенное камнями, золотом и гирляндами". Водоем сверкал, освещенный светом золотого храма и окрашенный красным цветками лотоса, вызывая ощущение пролитой крови Бхаргава.  Внутри - возвышающийся остров, который особенно прекрасен благодаря водам, окружающим его.

 
Надпись на одной из стен, найденных при расчистке Преах Кхан, упоминает о Ник Пине «как о знаменитом острове, привлекающем своими бассейнами, которые смывают грязь грехов с тех, кто туда приходит». Это было местом паломничества: сюда приходили купаться, и «больные возвращались исцеленными», а сам храм ассоциировался с судном для пересечения "Океана Существования”.
В 13-ом столетии, Жоу Дагуан дал описание, которое точно определяет местоположение храма, но интересно в несколько других аспектах:" Северное Озеро лежит в четверти мили на север от Окруженного стеной Города. В его центре стоит квадратная башню из золота с несколькими дюжинами каменных комнат. Если Вы ищете золотых львов, бронзовых слонов, бронзовых волов, бронзовых лошадей, здесь Вы найдете их."
Первоначально Ник Пин охватывало огромное дерево, служившее ему живым скелетом. С этим деревом связана мистическая история.
С Анри Маршалем  работал замечательный учёный Салман Леви. Однажды он сказал Анри Маршалю: "Я чувствую, что моя душа заключена в этом дереве. Не руби меня". Когда в 1935 году ужасный ураган повалил это дерево, в то же мгновение Салман Леви непостижимым образом умер.
Выложенное в виде лепестков лотоса основание этого здания делает его похожим на огромный цветок, всплывший на поверхность; правда, это можно видеть в течение очень короткого времени — в сезон дождей, когда бассейн наполняется водой. В это время отражаясь от вод его бассейнов этот храм не походит ни на какой другой. Он несомненно является одной из жемчужин кхмерского искусства.

Подробно почитать тут
Сейчас Ник Пин огорожен и дальше изгороди не пройти ...

9-38 уже много японцев, шум, гам и состояния прячутся, они любят тишину

Та сом
Собачки бегают,  как шакалы или ехидны
Этот небольшой храм похожий на миниатюрную упрощенную версию Та Прохм или Бантей Кдей, обязан своим очарованием сочетанием удаленности, полуразрушенному состоянию и башням с ликами. Он расположен у подножия восточной дамбы в барая Джаятатака, чуть северней от линии, образованной Ник Пином и Преах Кханом. Этот храм упоминается в надписях Преах Кхана как Гаура Шри Гаджаратха - "Драгоценный Камень Милостивого Белого Слона" и то, что должен был содержать 22 божества.





В настоящее время войти в Та Сом можно с запада: дорога между Восточным Мебоном и Ник Пином проходит через западную гопуру третьего окружения. 
В отличие от больших конструкций Джаявармана VII, план Та Сом чрезвычайно прост: три концентрических окружения и не много дополнительных построек внутри. Внешнее, третье окружение имеет размеры 240 на 200 метров. Главный вход был через востоке, который в то время был перегружен городскими постройками.. Это окружение представляет из себя стену из латерита с гопурами на востоке и на западе.

Внутри третьего окружения находится ров, и сразу за ним следует второе окружение - стена из латерита, также с двумя гопурами на востоке и западе.

Камбоджийские дети везде...






Внутреннее, первое окружение образовано галерей 30 на 20 метров с четырьмя угловыми башнями и четырьмя гопурами. Внутренний двор содержит идеально ориентированное по сторонам света центральное святилище с четырьмя входами, и две «библиотеки» в их обычном расположении - в северо-восточном и юго-восточном углах. Внутреннее окружение смещено на запад, указывая, что главный вход в храм был на востоке.



Святилище, со своей разрушенной башней, открывается на все четыре стороны, а в северо-восточном и юго-восточном углах две библиотеки с их каменными крышами, имитирующими черепичный свод. 




Внутри святилища линги без центрального "мужского" элемента.
В северо-западном и юго-западном углах отдельные столбы для небольших деревянных святилищ, как в Преах КханТа Прохм и Бантей Кдей. 


Прекрасный элемент галереи с прекрасными балюстрадами на окнах и прекрасными апсарами на нём. Такие балюстрады устраивались для предотвращения проникновения диких животных, в основном, обезьян, в храм.


Храм East mebon
Эти храмы прекрасны в состоянии покоя, на расцвете или на закате. Они созданы для заката, но это такой маленький промежуток времени, что можно полюбоваться в этот час только  одним храмом. На рассвете меньше туристов, но везде не успеешь за три дня побывать.


Огромное население Ангкора всегда требовало большого количества пресной воды для полива своих огородов. С этой целью на территории древнего города было вырыто несколько искусственных водохранилищ. Одним из самых больших и важных бараев – так называли водохранилища – был Восточный Барай (East Baray) размерами 7 x 2 километра. Его воды хватало на то, чтобы даже в самые засушливые годы вырастить достаточно риса, достаточного, чтобы прокормить до миллиона человек.

В середине водохранилища был насыпан остров, на котором выстроили храм – Восточный Мебон. Все постройки на его территории довольно хорошо сохранились, несмотря на то, что сооружены они все были из хрупкого песчаника, скрепленного лишь растительным клеем.


На многих стенах и камнях все еще присутствует тонкая и искусная резьба, также внимание стоит обратить на богато украшенные ложные двери и кое-где стоящие статуи слонов.
Чтобы добраться до Восточного Мебона, теперь не нужно грузиться в лодки – водохранилище давно пересохло, а его дно поделили между собой местные крестьяне
Восточный Мебон - это храм X века, расположенный в Восточном Барае (гигантском водохранилище, в настоящее время пересохшем). Храм посвящен индуистскому богу Шиве и в древности стоял на искусственном острове посреди огромного водного резервуара. Храм состоит из трех уровней, на верхнем находятся пять кирпичных башен. По углам второго уровня расположены двухметровые статуи слонов. С верхней террасы храма открывается отличный вид на окружающие джунгли.






Храм Pre rup
"Повернуть тело" – именно такое оригинальное значение имеет перевод названия древнего кхмерского религиозного сооружения Пре Руп (Pre Rup). Такое название храма связано с индуистским обрядом кремации, при котором тело переворачивают на погребальном костре. Этот индуистский храм был возведен в середине Х века королем Раджендраварман II (Rajendravarman). Сооружение находится в древнем Анкгоре (Angkor) и посвящено Шиве (Shiva).
Пре Руп – это храм-гора, что безупречно выполнен как с архитектурной, так и с художественной точки зрения. Ведь он отличается не только правильными пропорциями, но и гармонично подобранной цветовой гаммой кирпича и латерита. Храм опоясан двумя оградами, которые оснащены четырьмя входными павильонами. В середине первого пояса ограждений расположено шесть прасатов (каменные башни), установленных по три на одной общей платформе. Эти прасаты имеют огромные ложные своды, что построены без раствора и скреплёны только растительным клеем. Один из них украшен изображением Вишну, который в ипостаси льва убивает царя асуров, что посмел сравнить себя с богами.

Само здание являет собой трехъярусную уступчатую пирамиду с вершиной, увенчанной пятью башнями. Высота пирамиды составляет более 10 м. Длина сторон её основания равна 50 и 35 метрам. Кроме того, пирамида оборудована четырьмя каскадными осевыми лестницами, которые декорированы скульптурами львов. На втором уступе храмовой пирамиды расположен резервуар, что был предназначен для отдельных церемоний. Также на одном из уступов пирамиды расположено 12 малых святилищ, в каждом из которых находилась линга.




 Всё вышеописанное, в сочетании с изолированным расположением храма Пре Руп, делает его уникальным объектом для съёмки. Кроме того, с верхней террасы здания открывается удивительный вид на ближайшие окрестности.

А вниз спускаться получается практически на попе...
Храм Prasat kravan
Построенный еще в 921 году, храм являлся немым свидетелем многих религиозных церемоний, посвященных богу Вишне. Прошли века, в храме уже давно не увидишь его служителей и прихожан. Долгое время этот шедевр кхмерской архитектуры был заброшен, о нем не подозревали не только приезжие – о существование храма забыли даже местные жители.

И только благодаря усилиям археологов храм Прасат Краван словно вернулся из небытия, его нашли и отреставрировали еще французы в то время, когда Камбоджа являлась их колонией. Своевременная реставрация спасла Прасат Краван от дальнейшего разрушения, и сегодня его древние руины посещают туристы со всех стран мира.
Буддийский храм Прасат Краван, несмотря на свои малые размеры, является своеобразной «изюминкой» Камбоджи – уникальная архитектура храма не встречается не только на территории страны, но и в других государствах Юго-восточной Азии. Хотя все храмы в окрестностях Анкора построены из камня-песчаника, для строительства храма Прасат Краван использовался красно-коричневый кирпич – материал, не характерный для Камбоджи. При строительстве не использовались ни цемент, ни какие-либо другие связующие материалы.

Фасад храма не примечателен – на нем нет барельефов и изображений. Вся красота храма заключается в его внутреннем оформлении – именно здесь находятся уникальные барельефы, изображающие индуистских богов. Впечатляет массивная фигура восьмирукого бога Вишну – он выглядит очень воинственно, словно готовится к решающей битве. Вишну изображен наступившим на лотос, что говорит о его подготовке к следующей реинкарнации – превращении в Кришну или в Будду. Верховного бога со всех сторон окружают демоны, готовые в трудную минуты прийти ему на помощь.


На внутренних стенах древних башен храма изображен и Гаруда – индуистский бог, напоминающий человека с птичьей головой и крыльями, по легендам, именно на нем Вишну совершал полеты с неба на землю. Когда-то барельеф был покрыт красной краской из природных минералов, остатки которой можно кое-где увидеть и сегодня. Тематика барельефов и стиль их выполнения в разных залах храма различны, возможно, каждый из залов Прасат Краван оформлял отдельный мастер, чтобы завершить строительство храма как можно быстрее. Барельефы в одной из башен храма посвящены богине Лакшими. К сожалению, большинство изображений утрачено навсегда. Но даже руины храма Прасат Краван свидетельствуют о его былом величии, хотя они поросли деревьями, скрывающие храм от посторонних глаз.

Днем, как всегда сон, а вечером - гулять по городу. 


Прошлась пока светло по храмам в округе
У пагод расположены школы, совмещены с монастырями. 
Wat Kesararam Buddhist monastery




















Статуя Yay Tep Shrine

Храм в Royal Garden -королевском саду Preah Ang Chek& Preah Ang Chom (Shrine). Около пагоды рыночек, где торгуют цветами, розовыми лотосами, птичками и даже маленькими черепашками. Птичек точно выпускают в парке. Потом люди ходят, хлопают в ладоши и они поют



Преа Анг Чек и Преа Анг Чом, находится около Королевской резиденции, на юге Royal Garden (Королевского сада) перед пятизвездочным отелем Raffles Grand Hotel d'Angkor на National Road №6.

Здесь всегда многолюдно, местные жители приносят цветы (часто лотосы), фрукты и другие пожертвования и совершают молитвы. Приходят и семьями и в одиночестве, что поблагодарить святых или попросить помощи. Ворота пагоды открыты в светлое время суток, вход свободный, приветствуются пожертвования. Все необходимо для подношений приобретают в лавке позади Пагоды.

Храм Shrine to Preah Ang Check & Preah Ang Chom (Преа Анг Чек и Преа Анг Чом) привлекателен в культурологическом смысле тем, что в нем хранятся статуи двух сестер, как полагают ученые, это были Принцессы Ангкора. Статуи выполнены из латуни и бронзы, потому были спрятаны во времена политических катаклизмов в стране от захватчиков и охотников за сокровищами и охранялись несколькими поколениями буддистских монахов, так что местонахождение святынь долгое время не могли быть известны общественности.

Изначально монахи позволили разместить статуи сестер в Галерее Тысяч Будд в Ангкор Ват. Только в 1990 году статуи были доставлены в Сием-Риеп в храм Преа Анг Чек и Преа Анг Чом. С тех пор ежедневно десятки людей обращаются к ним за помощью.
Более высокая и стройная из Принцесс Ang Chek, чья ладонь обращена наружу и демонстрирует надпись на санскрите в защиту. Существует предположение о том, что найденная в 1995 году третья подобная статуя также изображает сестру Анг Чом, но к единому мнению ученые до сих пор не пришли.

Перешла дорогу, реку. Перейти дорогу тут отдельная история, наверное на весь Сием-Рип светофоров штук 5.
Дальше, в не самом лучшем состоянии пагоды, буддистcкие монастыри - Wat Po Lanka, Wat Preah Enkosa





И обратно на шоу апсар в ресторан Koulen, недалеко от гостиницы. 
Театр Апсар – это шоу традиционных танцев с ужином. Я была на  Sivatha Bvld, между 2 и 3 street. Шоу с 19-30, практически час.
Древние кхмерские танцы – это сочетание плавной пластики и застывших поз. Каждый танец — это отдельная история, несущая в себе сакральный смысл. Каждое движение — это завораживающий поток энергии. Еще в древности женщины, исполнявшие главный кхмерский танец — Апсара, возводились в ранг богинь и почитались всеми, в том числе и королями. Апсара – это не просто танец, это язык для посвященных.
Танцовщицы Апсара пришли к кхмерам из Индуизма. Там они были полубогинями, дочерями Вишну. Сейчас, чтобы познакомиться с кхмерским танцем королей достаточно посетить Ангкор. На барельефах многих храмов этого древнего города красуются полуобнаженные дамы в различных позах.

В одном из храмов Ангкора сохранилась бальная терраса, где прекрасные танцовщицы выступали перед королем во время полнолуния. С разгромом Ангкора для танцовщиц Апсара наступили темные времена, танец на некоторое время был утерян вплоть до 19 века.
До того, как Камбоджа перешла в статус французской колонии, танцовщицы Апсара исполняли свое искусство топлесс. И лишь с наступлением новой эры, связанной с Европой, в истории Камбоджи появились необычные яркие, богато украшенные костюмы со смесью тайских мотивов одежды для жриц древнего искусства танца.


Быть танцовщицей в стране кхмеров и сейчас престижная работа, которой девушки обучаются в специальных институтах. Они постоянно совершенствуют свою пластику, растяжку и тело, чтобы оставаться безупречными.


Ведь Апсара действительно требует безупречной физической подготовки. Один плавный выгиб кистей рук чего стоит!
Весь танец проходит под ударный аккомпанемент оркестра, собранного из национальных музыкальных инструментов.
Кроме древнего танца Апсара в Камбодже существует множество других национальных танцев, в которых участвуют не только девушки, но и мужчины.
Часть из этих танцев носят религиозный или мифологический характер, рассказывая истории по средствам движений.
Некоторые танцы пришли из народа, в них рассказывается о простой жизни людей.
Так есть танец рыболовов, где девушки и молодые люди ловят рыбу, а в параллель идет романтическая история кокетства. Народные танцы не столько замысловаты в движениях, они более простые, но при этом очень живые и эмоциональные.

Начало. КоЧанг
Камбоджа. Начало
Камбоджа. Завершение