воскресенье, 4 января 2015 г.

Икона...Что было ранее...




















В наборе она называется Mother of God. Оригинал иногда встречается, как  Одигитрия (Путеводительница). В некоторых первоисточниках, например ТУТ (в конце страницы) она так и описывается в названии: "Описание: Богороматерь Одигитрия; Византия. Афон; XIII в.; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Хиландар; Местоположение: Иконостас; 86 x 116 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная"
Одно маленькое "Но" При написании Одигитрии младенец обычно изображался с другой стороны. 

В другом первоисточнике про эту икону написано немного другое, но тоже кратко:

"Хиландарская" икона Божией Матери (Дата празднования: 12.1/25.1)", Век:XIII
Место создания: Сербия
Место хранения: Афон, монастырь Хиландар
Реставрация: нет данных
Размер: 109 х 57 см
Материал: Дерево, темпера
"Акафистная Хиландарская" икона Божией Матери находится в соборном храме Введения Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Точных сведений о появлении и истории прославления образа на Святой горе не сохранилось, но предание возводит время ее пребывания на Афоне к концу XII в., когда св. Саввой Сербским по откровению от иконы были обретены сокровища и завершено строительство обители. Единственным достоверным сообщением об иконе, записанным со слов очевидцев, является история о ее чудесном спасении во время пожара в монастыре в 1837 г. (Савва Хиландарец отмечает это событие как начало почитания этой иконы). Иконографическим типом "Акафистной Хиландарской" иконы Божией Матери является "Умиление".

Опять "Но " - Младенец не прикасается щекой к Богородице, как должно быть по иконографии Умиления

Немного больше встречается информации в этом источнике:
Икона Богородицы Хиландарская
Дни празднования:    25 января (12 января)
Сербия, XIII век, дерево, темпера, 109 х 57 см
Афон, монастырь Хиландар
Икона Божией Матери «Акафистная» — почитаемая икона Богородицы, находится в местном ряду иконостаса Введенского собора афонского монастыря Хиландар. Празднование иконе совершается 12 января (по юлианскому календарю).
Местное афонское предание относит появление иконы в монастыре к концу XII века и связывает его со святым Саввой Сербским, которому она помогла найти сокровища на которые было завершено строительства монастыря. Однако ни один из списков жития святого не упоминает о данной иконе. Возможное указание на неё содержится в эпилоге «Сказания о чудесах от иконы Богоматери Троеручицы» где идёт перечисление чудотворных монастырских икон. В нём указано: «Друга [икона], иже святому Саввы злато показа, в земле сокровенно».
Со слов очевидцев записана история чудесного спасения иконы во время пожара в монастыре в 1837 году. По мнению Саввы Хиландарца с этого события началось почитание иконы.
Икона относится к иконографическому типу «Умиление». Размер иконы без оклада 80 на 60 см, в окладе — 87 на 65 см. По мнению византолога А. М. Лидова Хиландарская икона имеет греческое происхождение и была написана в XVI веке, имеет хорошую сохранность. Богомладенец изображён слева от Богородицы, которая своей правой рукой поддерживает его за правое плечо. Младенец Иисус правой рукой благословляет, а в левую опущенную руку помещён свиток. Икону украшает серебряный оклад, вероятно русской работы XIX века, с надписью «Коневская Богоматерь» и рама XVIII века с изображениями на сюжеты кондаков и икосов акафиста Богородицы.
Название иконы «Акафистная» может происходить как от воспоминания о том, что перед ней во время пожара читали акафист Богородице, так и от её рамы с живописными сценами на сюжет акафиста. В Успенском соборе Московского Кремля находится икона «Умиление» с надписью прочеканенной на поле серебряного оклада 1875 года — «Акафистная Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского». При этом иконография московской иконы отличается от афонской."
Немного про связь иконы Умиления в Успенском соборе и Хелендарской Богоматери упоминается в данной статье и на этом сайте. Прориси позднего времени близки к иконе Умиления. 








Лично я могу только согласиться с мнением академика В. Н. Лазарева «такого рода контаминация различных иконографических типов лишний раз говорит о работе местного мастера, не привыкшего, в отличие от византийцев, точно копировать прототипы»

Иногда Афонская Акафистная также называется Коневской иконой Божьей Матери, но с иконой, указанной на вышивке у них немного общего. 
И для меня символично, что день празднования иконы Богородицы Хиландарской приходится на 25 января,  День святой мученицы Татианы