вторник, 18 августа 2015 г.

Путешествие. День ... 2. Никола Ленивец



Само мое проживание было в прекрасном национальном парке Угра, что расположен в Калужской области. Парк огромный - до 10000 га. Вся эта территория официально считается парком с 1997 года. Давно я в таких местах не бывала. На дороги выходят животные. За ночь, несмотря на большое количество людей вокруг, вырастали грибы и ягоды. Именно здесь в 1480 году происходило знаменитое «стояние на Угре»: великий князь московский Иван III с одного берега скалил зубы на хана ордынского Ахмата, ждавшего с войском на другом берегу. Политический итог почти бескровного поединка — окончание монголо-татарского ига. Осенью 1480 года на берегах Угры всем стало ясно: время Орды ушло. Она уже окончательно распалась на новые государства, а политическая зависимость окрепшей Москвы навсегда осталась в прошлом.
Место Великого стояния определено приблизительно: где-то на Угре, где-то в современной Калужской области. Существует по крайней мере семь версий того, где именно «играли в гляделки» войска хана Большой Орды Ахмата и Ивана III. По нашей версии - наш палаточный лагерь был именно в том самом месте. 
«Исторический рельеф» в отношении «Угры» надо понимать в очень широком смысле. Национальный парк протянулся на 200 километров через всю Калужскую область, через долины и придолинные пространства левых притоков Оки — Угры, Жиздры и Выссы. Это так называемые «староосвоенные земли», на которых сохранились материальные следы многих эпох: городища раннего железного века, едва различимые холмики древних курганов и могильников, старинные деревни, останки дворянских усадеб, почти два десятка церквей и пять монастырей, в том числе знаменитые Оптина пустынь и Шамординский монастырь. Век двадцатый добавил в этот многослойный культурный пласт окопы и траншеи на берегах Угры, где вплоть до 1943 года опять проходила линия фронта и разворачивались события Московской оборонительной и Ржевско-Вяземской наступательной операций.



По задаче заповедник не имеет аналогов в России: «Угра» охраняет не только сам ландшафт, но и исторические заселения вместе с их традиционным укладом — «духовным, бытовым и хозяйственным». Хотя, что под этим изначально понимали, мне непонятно.
Перед поездкой, случайно, как всегда случайно, узнала про фестиваль/проект/арт-парк "Архстояние" в Никола Ленивце. Думала попасть на сам фестиваль, но он проходил с 31 июля по 2 августа и не совсем вписывался в мой отпуск. Да и места, что остались для ночлега уже были не совсем бюджетные. Всего 70 км окружными дорогами от места моего палаточного лагеря. И закончив свой тренинг пораньше, я поехала в Беляево купить йогурта, творога, да глянула на часы и навигатор. Почему-то он показал всего час пути вместо 1,5 часов обычных. И я, поверив, поехала. Оказалось, конечно дольше и уехав в 14 часов, я вернулась ровно в 22-30. Успела потеряться, найтись, благодаря местным жителям. Слегка оголодала и не нашла понимания в красивом местном кафе, где мало что было из меню. Была послана ими до фермеров и прогулялась до них. И, о! счастье! они меня накормили блинами, творогом и вареньем клубничным с базиликовым лимонадом. 
Для меня это место стало открытием и почти равнозначно садам Сингапура. Правда последние люблю за то, что инженерные коммуникации взаимосвязаны с энергоструктурой зданий и архитектурой. В этом  месте постройки органично вписываются в окружающие поля, леса и в них используется то, что "под рукой".
В 1989 году в этих краях объявился молодой московский архитектор Василий Щетинин, приехавший на Угру в поисках затерянного от цивилизации места. Решив строить дом, он предложил эту же идею своим друзьям доктору Александру Горячеву и художнику Николаю Полисскому, которые откликнулись и с 1990 года закипело строительство. Много замечательных людей приезжало погостить и помочь на первом этапе освоения деревни. Дизайнер Василий Копейко участвовал с друзьями в ночных пиратских вылазках за древесиной в 90-мгоду, а в 97 г. решил составить им компанию и построил в Николе свой дом. Архитектор Анна Чижова в 95 г. приехала из Англии погостить вместе дочерью Юлей Бычковой и осталась навсегда, сменив фамилию на Щетинина. В 95 г. компанию дополнил бизнесмен Игорь Киреев. На его средства была осуществлена реконструкция Троицкого храма (2000—2003гг.) по инициативе и под руководством Василия Щетинина по проекту реконструкции архитектурного бюро «Терра». Игорь же поддерживал и художественную деятельность Николая Полисского. В 1998 г. при поддержке губернатора была построена дорога, что позволило обеспечить выезд в Николу в любое время года. Раньше в распутицу ходили пешком. Деревня Никола-ленивец является особо охраняемой природно-исторической территорией в составе Национальный парк «Угра». 
С 2000 года деревня Никола-Ленивец стала форпостом современного искусства, благодаря работе художника Николая Полисского. Вместе с крестьянами, местными жителями из ближайших деревень, он создал множество объектов вокруг деревни. Это были армии снеговиков, башни из сена, дров, лозы. Постепенно в деревню, чтобы посмотреть на объекты, стали приезжать эксперты в области искусства, журналисты, а затем и потянулись зрители. Организовав несколько мероприятий, Полисский понял, что пора отнестись к этому делу более серьезно. И в 2005 г. он решил основать фестиваль «Архстояние», к организации которого пригласил жителей Никола-Ленивца: Василия Копейко, Анну Щетинину и Василия Щетинина, а кураторскую работу предложил Юлии Бычковой. Так появилось некоммерческое партнёрство «Никола-Ленивецкие Промыслы», переименованное в дальнейшем в «Проект Никола-Ленивец». В 2006 г. в деревне Никола-Ленивец состоялся первый фестиваль «Архстояние».

Бобур

Бобур (Beaubourg) — название старейшего квартала Парижа, в котором располагается Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, построенный по проекту архитекторов Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций: трубопроводов, лифтов и эскалаторов снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади и сделать это пространство самым живым музеем в мире. Это музей «наружу». Не только его внутренние пространства, но и площадь вокруг музея используется для всевозможных выставок и перформансов.

Посещение Центра Помпиду и история квартала Бобур вдохновили Николая Полисского на проект новой масштабной инсталляции, которая расположилась в поле между деревнями Никола-Ленивец и Звизжи. И так же, как и Центр Помпиду, «Бобур» Полисского окажется в центре «народного гуляния» и будет «отдан» художником на «растерзание» публике, артистам и бродячим музыкантам.
«Бобур» — это сложная металлическая каркасная конструкция, оплетенная березовой лозой, состоящая из 22-метровой башни и сложных вывернутых наружу труб вокруг. Взяв за основу традиционную технологию лозоплетения, художник, увеличив масштаб, плетет свой объект, как огромную корзину, делая из почти забытого навыка произведение современного искусства. Главная деталь инсталляции — трубы, по форме напоминающие трубы Центра Помпиду. Внутри конструкции находится винтовая лестница, поднявшись по которой можно попасть на смотровую площадку. С нее открывается чудесный вид на просторы Никола-Ленивца и близлежащих деревень. Этот вид — главный экспонат «Бобура». Получилась аллюзия на французскую достопримечательность, гармонично вписанную в русский пейзаж.

Борьба дятлов с долгоносиками

Инсталяция в виде столба у дороги перед входом в русский "Версаль"



И далее по мосту, по которому страшновато ходить, если не держаться за ограждения...


...вперед к Арке Бернаскони.




Архитектурно объект представляет своеобразный гибрид: это и портал, и триумфальная арка, и башня. Наверх по винтовой лестнице можно подняться на смотровую площадку. По лестнице во втором пилоне можно спуститься в «комнату художника». Арка сложена из шестиметровой доски. Все обрезки используются в качестве конструктивных элементов. 
Много смыслов - колодец в разных обличиях. По одной лестнице поднимаешься, по другой спускаешься









Ротонда (Бродского)
Один из самых известных объектов в НиколаЛенивце. 

В отличие от многих проектов, спрятанных в глубине территории, Ротонда хорошо видна с дороги.  Это небольшой овальный в плане дом посреди поля на невысоком холме. Он расположен в важной видовой точке, откуда открывается прекрасная круговая панорама окрестностей. В этом году это было поле подсолнухов. Дом стоит на высоком подиуме, периметр первого яруса состоит целиком из дверей, любая из которых может быть открыта. Двери используются старые, из разрушенных и заброшенных домов. Внутри находится двухсветное пространство общей высотой около 6 метров с галереей окон на высоте 3 метра. В центре ротонды расположен очаг. Наблюдать пейзаж можно, открыв двери на первом уровне, из окон галереи второго яруса, либо  с плоской кровли, на которую ведет лестница. 

Круглое здание из досок и дверей, которые, видимо, собрали со всех окрестных заброшенных деревень.

Бельведер «Ленивый зиккурат». Высокая башня, сложенная из бревен, точнее бревенчатых срубов-клетей. В этот раз наверх нельзя было пройти


Штурм неба. Вертикальная конструкция из многочисленных деревянных лестниц, составленных и сплетенных между собой


Позолоченный телец.





















Силуэт этого артобъекта напоминает корабль, храм, или фигуру быка. 
Деревянный телец состоит из трех ярусов: первый уровень занят голубятней, на второй и третий  можно подняться как на смотровую площадку.
Идея проекта питается с одной стороны библейским сюжетом о спасительном Ноевом ковчеге, а с другой стороны апеллирует к образу агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull (Бык с Уаллстрит).
Скульптура работы Arturo Di Modica появилась на Манхеттене ровно 20 лет назад по инициативе художника и с 1989 г. символизирует финансовый успех. В современных реалиях Золотой телец стал своеобразной метафорой мирового финансово-экономического кризиса.
Деревянный телец Василия Щетинина — образ, лишенный агрессии. Это символ терпения, близости к корням, сохранности и тыла. Он и корабльковчег, готовый спасти в годы потопа (катаклизм), он и смотровая башня, и кормилец, и защитник — недаром мощные позолоченные рога венчают скульптуру. В 9 вечера у меня уже не было сил идти полем до него и тем более забираться на самый верх, на смотровую площадку


и немного просто фото объектов в полях












Православный каменный храм в честь Святой Троицы
с приделами Николая Чудотворца и великомученика Никиты


Блиндаж

Николино ухо


Маяк
Маяк поставлен на живописном берегу реки Угры, которая изгибается в этом месте почти на 90 градусов (до этого здесь стояли другие проекты «Сенная башня» и «Дровник»).  
Художник дал новую жизнь умершим вязам: их величественные стволы  сплетены в колоссального размера башнюмаяк. Полисский очень тактично и внимательно относится к существующему ландшафту: вертикаль Маяка перекликается с возвышающейся на холме Троицкой церковью, предлагая зрителю повторяющиеся мотивы устремления к небу.  
Тело двенадцатиметрового сооружения, скрученного из толстой лещины, заканчивается площадкой для наблюдения, в которую можно подняться изнутри башни. Металлические антенныщупальца словно передают и принимают сигнал с кораблей, или связывают этот маленький ландшафт с космосом.
Когдато река была судоходной, и маяк мог быть жизненно важным ориентиром для  путников. Теперь у маяка Николая Полисского может быть другая функция  он подает сигналы, притягивая  к себе творческую энергию.     
Сарай

Сарай
Лаконичными художественными средствами архитектор превращает сарай в деревенский планетарий.
Это небольшая постройка из дерева, которая снаружи кажется ничем не примечательной. Однако основной эффект достигается, когда попадаешь внутрь сарая. Стены и крыша, просверленные под разным углом бесчисленными дырочками, превращают сарай в деревенский планетарий, модель звездного неба. 
Описание объекта, предложенное авторами, выглядело так: «метр пятьдесят три боковой фасад конек четыре ноль один основание четыре девяносто пять длина пять шестьдесят пять доска двадцать мм вертикально сверлить под разными углами на квадратный метр шестьсот отверстий десять мм семьсот отверстий семь мм дверь сто шестьдесят с пружиной также просверлить открыть строго на север ориентировать отдельно стоящее дерево вечером включать внутри лампу пятьсот ватт»
«Вселенский Разум», самая масштабная инсталляция, когда–либо созданная Николаем Полисским, продолжает его научную серию. Сохраняя преданность натуральным материалам, Полисский предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы.
 Создать искусственный интеллект  задача непосильная  для современной науки. Все попытки построить мыслящую машину каждый раз упирались в непреодолимые барьеры, так и не принеся реальных результатов. В этом смысле ученые очень похожи на художников. Своими утопическими идеями они поражают публику, формируют образы массовой культуры, а прикладного, утилитарного результата не производят. В результате художник, решивший посвятить свою работу теме мышления или интеллекта, попадает в очень сложную ситуацию. Ведь какойнибудь шахматный суперкомпьютер поражает не чем иным, как самой настоящей победой над лучшими гроссмейстерами мира, и тем самым меняет наше представление о природе мышления.
«Вселенский разум» имеет вполне определенную композицию. Во главе инсталляции на пьедестале расположилась доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга. Сюда, как основная направляющая, ведет двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна по форме напоминает космическую ракету. Ведь космос это главное устремление планетарной силы и воли разума, как представлялось создателю «ноосферы» Владимиру Вернадскому.

По задумке скульптурный «Вселенский Разум» может работать только в воображении зрителя. В нём не крутятся шестерёнки и не бегают электроны, он не может рассчитывать шахматные комбинации. Но, воздействуя одной только формой, «Вселенский Разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы. Прямо как настоящий искусственный интеллект.

Дом над лесом

Есть еще  "Скорая тропа".  Она представляет собой протяженную «ковровую дорожку» в одной из просек, натянутую в виде батута. «Fast track» — это попытка создания интеллектуальной инфраструктуры, которая обладает эмоциональностью. Довольно прикольно по ней было пройтись. Некоторый умудрялись даже пробежать.  Хотя большинство - просто прыгало. Пройтись, попрыгать на батуте я не решилась, ни с в лагере, ни здесь.

Что будет дальше с арт-центром не понятно. Инвестор, точнее спонсор ушел. Организация убыточна, хотя карты, магниты, мед продаются. Посмотрим.


Комментариев нет:

Отправить комментарий